Генетики открыли тайну происхождения русского народа. Почему русских назвали русскими? Происхождение русского народа История возникновения русского народа

Откуда произошел славянский народ? Теорий на этот счет довольно много. В этой статье мы попробуем разобраться с тем, что такое этногенез. Узнаем, какие гипотезы о происхождении восточных славян существуют.

Что такое этногенез?

Народы не возникали в один момент. Разные люди объединялись в небольшие группы, которые постепенно расширялись. Маленькие общины разрастались в целые племена. В совместной жизни у них появлялись свои устои, привычки, правила и традиции, отличающие их от других групп.

Что такое этногенез? Это и есть начальный этап формирования народов. Процесс перехода от отдельных людей к группе с одинаковым устройством быта, одной культурой. Образование этноса, то есть народа, происходило благодаря разным причинам и факторам.

У каждого народа разная история возникновения. На появление и формирование народности, нации может влиять географическая среда, религия, соседние группы людей. Свой вклад в развитие народа вносят также переселенцы и захватчики. Некоторые народы, например, немцы, американцы, швейцарцы возникли в результате внешнего вызова.

Славяне

В культурно-этнологическом плане народом является общность людей, которую объединяют определенные признаки. Раньше ими было кровное родство, но со временем такими признаками стали считаться язык, религия, историческое прошлое, традиции и культура, территория.

В Европе проживает примерно 70 народов, часть из которых относится к славянам. Они представляют собой крупнейшую Расселены в Центральной, Южной, Восточной Европе, на Дальнем Востоке и в азиатской части России. Во всем мире их численность составляет приблизительно 350 миллионов человек.

Различают восточную, южную и западную ветви славян. Русских, украинцев, белорусов относят к восточным славянам из-за более тесной культурно-языковой связи. По мнению некоторых исследователей, предки этих народов составляли основное население Древнерусского государства в Средние века, представляя одну народность.

Этногенез восточных славян

Под именем венедов славяне фигурируют в различных письменных источниках ещё в I тысячелетии до нашей эры. До этого существовало несколько предславянских этнических культур (например, пшеворская), которые, скорее всего, и дали начало этим народам. Однако проблема этногенеза славян до сих пор остается открытой. И сейчас мнения ученых по этому поводу отличаются.

Считается, что славяне относятся к индоевропейской языковой семье, которая включает множество других народов. А являются выходцами из центральных и восточных областей Европы. По разным гипотезам является территория между Одером и Вислой, Среднее Придунавье, Припятское Полесье и т. д.

Предполагается, что они жили небольшими племенами, после первого тысячелетия стали объединяться в более крупные образования - племенные союзы. Постепенно они разделялись на западную и восточную ветви, а со временем появилась и южная. Восточных славян часто называют антами. Они жили рядом с племенами аваров, готов, хазаров, печенегов, половцев.

Все эти племена оказали значительное влияние на этногенез восточных славян. Между ними нередко случались войны, набеги. Хазарам даже удалось наложить на славян дань. Исследователи не исключают того, что современные восточнославянские народы, возможно, являются потомками от совместных браков между славянами и восточноевропейскими племенами.

Теории происхождения восточных славян

Существуют различные гипотезы о происхождении и распространении славянских племен. Так, автохтонная теория этногенеза сообщает, что славян не приходили с других территорий, а возникли в долинах Днепра и Днестра.

Согласно миграционной теории, во время в III-VII веках они расселились на территории между Днепром и Днестром, в восточных долинах Днепра. Позже часть из них распространилась на территории южной Украины, Южного Буга и современной Молдовы. Другая часть, столкнувшись с варягами, остановилась на северо-западе России и основала Великий Новгород, также заняла территорию Белоозера и Тверской области.

Существует и смешанная теория, которая предполагает, что миграция среди славян происходила. Только перемещались не все, некоторые оставались на территории исторической родины, продолжая привычный образ жизни.

Заключение

Что такое этногенез? Это процесс зарождения и формирования народа. Хотя термин включает и дальнейшее его развитие. Изучение этногенеза включает в себя исследование языковых, культурных, исторических особенностей определенного народа, его быт, географическое размещение и перемещения на протяжении существования.

Происхождение восточных славян пока оставляет больше вопросов, чем ответов. О формировании повествует множество теорий, исторических и полулегендарных документов, но единого мнения в научных кругах нет.

Этногенез русского народа. Этноним «Русские»

Русский этнос возник на основе восточных славян. Сам вопрос о происхождении славян непростой, много неизвестного. В качестве источников приходится сопоставлять сообщения русских летописей, летописей римских, византийских, восточных авторов, данные археологии, языки, географические названия. Ученые до сих пор спорят, где была прародина славян, когда и как они расселились по Восточно-Европейской равнине. Теорий много.Славянские народы говорят на индоевропейских языках. Время выделения славян (их предков) из индоевропейской языковой и этнической общности относят к 2 – 1 тысячелетию до рождения Христова, т.е 3 – 4 тысячи лет назад эти племена расселились по Европе, стал выделяться их язык.Это были оседлые земледельческие племена, условно их назовем «народы леса». Кроме славян в Восточной Европе жили и другие народы – финоязычные племена (предки мордвы, марийцев, удмуртов и др.)Славяне занимались оседлым земледелием, охотой, лесным пчеловодством, рыболовным промыслом, домашним скотоводством. Впервые в письменных источниках о них писали римские историки 1-ых веков Плиний, Тацит, Пталигей. Славян они называли венеды или анты. Писали, что те жили в бассейнах реки Вислы и по берегам Венедского залива (Балтийского моря). Славяне совершали набеги на окраины Римской империи (Византии)Южнее леса был зона степи. Степная полоса Восточной Европы столетиями была местом кочевий скотоводческих племен. Более воинственных, мобильных. Веками они медленно продвигались по степям Евразии с востока на запад. Назовем их «Народы степи». Это была эпоха Великого переселения народов (VIII до н.э. – VII н.э.)Народы леса и степи контактировали (военные стычки, набеги, политические союзы, торговля, длительно соседство, браки), т.е. эти народы влияли друг на друга. В этногенезе славян участвовали и народы степи.К VIII веку славяне поделились на южных, западных и восточных, но общность культуры и сходство языков еще сохранились (Южные славяне – предки сербов, хорватов, бутар, западные – поляков, чехов, словак, восточные – украинцев, русских, белорусов)Восточные славяне постепенно образовали новую этническую общность, которая условно называлась древнерусской народностью. Это были славянские союзы племен, но это еще не русский этнос. В Киевской Руси преобладали язычники, даже после принятия христианства в 988 году. Лишь к XIII веку православное христианство превратилось в основу духовной жизни большинства населения. Именно православие стало объединяющей православной идеей и на этой основе в XIV – XV веках возник русский этнос. Одновременно на территории Украины и Белорусии формировались украинский и белорусский этносы.

Этноним «Русские»,

1. В Прикарпатье (Украина) есть река Рось. Летописец Нестор считал, что этноним «Русские» произошел от названия реки.

2. Лев Гумилев выдвинул теорию, по которой «Русские» произошли от скифского племени – рассованы.

3. С древнескандинавского языка слово «Рус» переводится, как «гребец», предводитель которых обосновал Древнерусское государство.

Историческая география Российской государственности в конце

XV-начале XX вв.

Экологические условия формирования русской народности. Русская (великорусская) народность складывалась на территории Волго-Окского междуречья, Озерного края (Новгородчина и Псковщина) и европейского севера. Бо*льшую часть ее занимает обширная Восточно-европейская равнина с небольшими возвышенностями (Среднерусская, Приволжская и др.) и значительными низменностями (Окско-Донская, Мещерская и др.), с развитой гидросетью, находящаяся в зоне среднеконтинентального климата с неустойчивостью погодных явлений. В широтном направлении здесь сменяются разные почвенно-растительные зоны: тундровая, таежная, смешанных лесов и лесостепь с соответственно различными почвами - тундровыми, болотными, дерново-подзолистыми, подзолистыми, серыми и черными лесными, пойменными.

Разнообразие в едином – так можно охарактеризовать экологию русского этноса в пору его становления, для нее характерно преобладание умеренного климата и лесных массивов. Сходство географических характеристик обусловило, в принципе, единые формы ведения хозяйства – пашенное земледелие со значительной ролью подсеки, ориентированное в первую очередь на выращивание зерновых культур, стойлово-выгонное животноводство как следующую по значимости отрасль хозяйства, значительную роль подсобных занятий – охоты, рыболовства, бортничества, собирательства. Почти сплошные лесные массивы, наличие болотных, озерных и дерновых руд обусловили развитие промыслов и ремесел на основе этих сырьевых ресурсов – железоделательного производства и кузнечества, плотницкого и столярного дела, выгонки смолы, дегтя и т.д. Именно географические особенности вкупе с хозяйственными занятиями обусловили формирование основных черт русского менталитета – готовность к максимальной концентрации усилий в относительно короткое время, после чего следовал период расслабления.

Формирование территории Русского государства. Активная миграция славянского населения на север, которая была характерна для древнерусского периода, продолжалась и после монголо-татарского нашествия. В это время колонизуется вся территория европейского севера от Карелии до Уральских гор, которая получила название Поморье. Если раньше, в XI-XII вв., переселение в этот регион шло в основном из Новгородской земли, то теперь стала преобладать «низовая» миграция - из Владимиро-Суздальских земель. На севере славянские колонисты расселяются среди аборигенного населения – карел, вепсов, коми, ненцев, лопарей. Роль Поморья в сложении великорусского этноса была весьма значима, ибо оно было надежным тылом, не доступным для карательных и разбойничьих ордынских набегов, обеспечивающим развитие экономики и культуры русского этноса. О значимости Поморья говорит тот факт, что к началу XVI в., когда завершается сложение единого Русского государства, оно составляло половину его территории.



С самого своего образования границы Московского, а затем Русского государства, России и Российской империи постоянно расширяются, территориальные потери редки и зачастую временны. Уже с 80-х годов XV в. начинается вхождение в состав формирующегося Русского государства территорий Великого княжества Литовского с восточнославянским населением, исповедующим православие и потому тяготеющего к Москве. В начале XVI в. был возвращен Смоленск. Примечательно, что установившаяся к этому времени граница между Русским государством и Великим княжеством Литовским почти точно соответствует этнической границе между русским этносом, с одной стороны, и украинским и белорусским – с другой.

На месте развалившейся в XV в. Золотой Орды образуется несколько татарских ханств – Крымское, Казанское, Астраханское, затем Сибирское. Отношения с ними, как и обычно отношения земледельцев со скотоводами-кочевниками, а скотоводами-кочевниками была значительная часть населения этих государственных образований, оставались довольно напряженными, часто эти ханства совершали набеги на русские земли, недаром территория за Окой называлась «Диким полем». Однако в результате войн в середине XVI в. были присоединены Казань и Астрахань, территория Ногайской орды, и границы Русского государства вплотную подошли к Уралу.

С конца XVI в. походом Ермака начинается присоединение Сибири. Ее освоение – особая страница в истории русского народа. О Сибири было известно еще до похода Ермака, поскольку границы Новгорода уже в XI в. подходили к Северному Уралу. Но северный путь в Сибирь был труднопреодолим из-за климатических и географических причин. Продвижению по более удобным путям через Средний Урал препятствовало Сибирское ханство, основное население которого составляли западносибирские татары. Лишь после того как был «сбит с куреня» хан Кучум, путь в Сибирь оказался открытым. Остальные народы, стоявшие на низком уровне развития и не знавшие государственности, воспрепятствовать продвижению пришельцев не могли.



Отряды Ивана Галкина, Петра Бекетова, Дмитрия Копылова, Ерофея Хабарова и многих других шли в дальние, «от века не слыханные земли», подчиняли аборигенов, воевали с ними в случае сопротивления, нередко оставляя о себе, что греха таить, недобрую память, обкладывали местные «народцы» ясаком и двигались дальше. На приобщение Сибири к Русскому государству ушло чуть более века: в 1700 г. с Камчатки пришел казак Владимир Атласов с вестью об объясачивании тамошнего населения. Не присоединенными оставались лишь крайний северо-восток Сибири и Приморье. Уже с конца XVI в. начинается расселение в Сибири русских и других народов, а через сто лет в конце XVII в. пришлое население сравнялось по численности с аборигенами. А в начале XVIII в. первопроходцы преодолевают Берингов пролив и начинается присоединение к России Аляски и Алеутских островов, а потом и в далекой Калифорнии появилось русское поселение - Форт Росс.

Увеличивалась территория Русского государства и в других направлениях. В начале второй половины XVII в. в результате успешных войны с Речью Посполитой были присоединены Левобережная Украина и часть Белоруссии. Русское население все активнее проникает за Оку, в благодатное для земледельца «Дикое поле». Здесь границы страны с большим трудом из-за частых набегов «крымских людей», но неуклонно ползут на юг, большую роль в этом продвижении играет особая группа русского этноса – казачество.

Российская империя. В начале XVIII в. в результате успешных войн со Швецией Россия наконец-то обрела выход к Балтийскому морю, присоединив значительные территории в Прибалтике. Меняется статус государства: в 1721 г. Петр I принимает титул императора, т. е. обладающего абсолютной властью правителя многих земель и народов. Размеры империи продолжают быстро увеличиваться. С вхождения в состав России в 30-х годах территории Младшего Казахского жуза (объединения племен) началось присоединение Казахстана, в 60-х был присоединен Средний Казахский жуз. К концу века после двух войн с Турцией было ликвидировано Крымское ханство и частью Российской империи становятся Северное Причерноморье и Предкавказье. Начинается безопасное освоение «подрайской землицы» бывшего «Дикого поля». Наконец, в результате разделов между Россией, Пруссией и Австрией Речи Посполитой, к России отходят Правобережная Украина, Белоруссия и часть Прибалтики.

В начале XIX в. в состав России вошли Финляндия, Молдавия и герцогство Варшавское, называвшееся в титуле российских императоров Царством Польским. Активизируется политика России на Кавказе. Здесь довольно быстро, к 30-м годам, удалось присоединить Закавказье, но борьба за обладанием Северным Кавказом длилась более полувека и завершилась только в 60-х годах. В это же время к России были присоединены земли Старшего Казахского жуза, что создало предпосылки для широкой экспансии в Среднюю Азию. Военным путем и путем дипломатического давления к началу 80-х годов этот регион был включен в состав Российской империи. Кокандское ханство ликвидировано, а два других государственных образования - Бухарский эмират и Хивинское ханство - в значительной мере сохраняли свою самостоятельность. Определенной долей автономии пользовались также Царство Польское и Великое княжество Финляндское.

Были в XIX в. и территориальные потери: утрачен Форт Росс, Северо-Американским Соединенным штатам проданы Аляска и Алеутские острова. В начале XX в. в результате проигранной войны с Японией Россия потеряла южную часть Сахалина, правда, в ее состав вошел Урянхайский край (ныне Республика Тыва). Территория страны стабилизируется, при правопреемнике Российской империи в лице СССР до его распада в 1991 г. изменения границ не носили глобального характера и, как правило, восстанавливались.

Русские/великороссы/великорусы и Россия: этнонимика и название страны. Самым крупным и «государствообразующим» этносом в составе России всегда были русские. Этноним «русские» этнос получил «в наследство» от древнерусской народности, но только в несколько иной огласовке. Существует еще одна форма этого этнонима – великорусы (великороссы). Происхождение его связано с выделением в начале XIV в. Галицкой митрополии, территорию которой стали называть Малой Русью, а под Великой Русью стали понимать территорию, подчинявшуюся владимирскому, а потом московскому митрополиту.

Однако со временем церковно-административное деление стало приобретать светский характер. Великой Русью начали именовать территорию, сохранившую собственное княжеское управление, пусть и с подчинением Орде, в отличие от русских территорий, вошедших в состав Великого княжества Литовского, где местная княжеская власть с течением времени постепенно упразднялась. Так, Киевские земли после присоединения их в 1362 г. литовским князем Ольгердом становятся частью Малой Руси. Понятие Великая Русь с н а ч а л а употреблялось в западных и византийских источниках. Например, француз Жильберт Ланнуа в 1413 г. совершивший поездку в Новгород, назвал «Великой Русью» территорию, где он побывал. На итальянской карте Андрео Бьянки 1436 г. вся северо-восточная Русь обозначена как Imperio Rosi Magno .

В самом Русском государстве понятие «Великая Русь» стало употребляться не ранее XVI в. В п е р в ы е, видимо, оно встречается в «Апостоле» Ивана Федорова, датируемом 1556 г., а в 1584 г. - в чине венчания царя Федора Иоанновича. После присоединения украинских и белорусских земель в результате войны с Речью Посполитой царь Алексей Михайлович стал именоваться «всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцем».

Что же касается производного от названия «Великая Русь/Россия» этнонима «великорусы/великороссы», то он начал использоваться довольно поздно. Сначала это понятие фигурирует как определение в словосочетаниях типа «великороссийские пределы», «великороссийские войска». Например, для управления Украиной во второй половине XVII в. создаются Великороссийский приказ, который ведал Слободской Украиной с казачьим населением, и Малороссийский приказ – для остальной части Украины. Никоновский свод, составленный в середине XVII в., использует понятие «Великая Русь», но государство именуется не Великорусским, а Российским или Московским, а применительно к населению страны используется этноним «русский».

Название «великорусы/великороссы» - порождение умонастроений конца XVIII-XIX в., когда пробуждается интерес к культуре русского народа, сначала к фольклору и традиционным верованиям, потом и к остальным ее аспектам, когда собственно и происходит становление этнографической науки, обратившей свой взор в том числе и на русский этнос. При представлении о чуть ли не тождественности трех восточнославянских народов, определяемой общностью их корней, уходящих во времена Древней Руси, тем не менее существовало их четкое этнонимическое разграничение. Содержащиеся в этнонимах «белорусы», «малоросы» определения «белый» и «малый» способствовали появлению для названия «русские» определительной приставки «великий».

Сопоставление понятий «русские» и «Россия» вызывает, конечно, некоторое недоумение: в то время как название этноса имеет огласовку у , название страны, восходящее к этому этнониму – огласовку о . В чем причина этого несоответствия?

Первоначально в Киевской Руси, как свидетельствуют древнерусские письменные источники, в названии страны, как и в названии основного его этноса, использовалась огласовка у Русь , Русская земля , русин . Эта же огласовка сохранялась и в период формирования Русского централизованного государства. Как уже упоминалось, титулом Ивана III было «Государь всея Руси ». Но в Византии название государства восточных славян и его основного этноса со времен Древней Руси писалось через о , поскольку здесь этнос «русь» возводили к библейскому народу Рош . Название с такой огласовкой – ‘Ρωσία («Россия») – впервые встречается в середине X в. в сочинении Константина Порфирогенета. В средневековых западных источниках с XI в. употребляются названия через у - Russia , Ruscia , Ruzzia , реже Ruthenia , крайне редко под византийским влиянием через о Rossia , но при этом в «Бертинских анналах» при описании событий 839 г. говорится о прибытии ко двору императора Людовика Благочестивого людей народа Rho s.

С конца X в. после введения христианства устанавливаются тесные связи Руси с Византией. Вместе с христианством отсюда на Русь приходят и многие достижения культуры, в частности, книжность, поэтому огласовка через о в Древней Руси была известна, по крайней мере среди высшей церковной и светской власти, однако не была широко распространена. Но вот в 1453 г. турки берут штурмом Константинополь, и византийская интеллигенция, а это прежде всего представители церковных кругов, связанные с книжностью, бегут к своим единоверцам на Русь. Значительный процент выходцев из Византии способствовал тому, что здесь начинает распространяться огласовка через о . Ее утверждению способствовало еще одно обстоятельство: с XV в. знакомство с античными источниками все больше утверждало славянских мыслителей в идее преемственности населения Руси от древнего народа роксоланы .

В русских письменных источниках со второй половины XV, а особенно с XVI в. эта огласовка встречается в таких словах и словосочетаниях, как Россия , Российская земля и т.п. Митрополит Киевский и Галицкий Михаил Рогоза, занимавший кафедру в 90-х годах XVI в., именовался «митрополит всея Ро ссии», в то время как в титуле его предшественников значилось определение «всея Ру си» или «всея Ру сии». В опубликованной во Львове в 1591 г. «Грамматике» говорилось, что она издана в наставление «многоименитому ро ссийскому роду». Львовское братство в обращении 1592 г. к царю Федору Иоанновичу именовало его «светлым царем Ро ссийским» и вспоминало «князя Владимира, крестившего Ро ссийский род». Окончательно же византийские названия «Росийское царство», «Великая Росия», «Малая Росия» и формы «росский» и «росс» утверждаются в Московской Руси в первой половине XVII в. Нередко использовалось даже название «роксоланы» и «Роксолания» применительно к русским и Русскому государству. Наконец, после присоединения Левобережной Украины огласовка через о стала использоваться в официальной титулатуре: царь Алексей Михайлович именуется самодержцем «Всея Великия и Малыя и Белыя Ро ссии».

Название государства «Россия» с тех пор прочно входит в употребление. Что же касается названия этноса, то в обыденной речи оно по-прежнему имело огласовку у – русский. Но в литературе XVIII-начала XIX в. такая огласовка допускалась только в произведениях низкого «штиля», в высоком же господствовала форма «россы», или «великороссы». Возвращение в литературу и, тем самым во всеобщее употребление слова «русский» связано с именем Н.М.Карамзина, а более всего – А.С.Пушкина. Уже в начале XIX в. огласовка через о становится архаикой, и создатель русского национального языка, вначале тоже ее использовавший («Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает» (см.,например, «Воспоминания в Царском Селе», «Александру», «К тени Фонвизина»), через некоторое время высмеивает пристрастие к ней некоторых стихотворцев:

Блажен, кто с добрыми друзьями

Сидит до ночи за столом

И над словенскими глупцами

Смеется русскими стихами.

Из письма к кн.П.А.Вяземскому

Что же касается современного русского языка, то двойственность в этнониме и названии государства, вызванная византийским влиянием, продолжает сохраняться.

Межнациональные, межэтнические отношения в России во многом определяются национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности. Вместе с тем русский народ как самый многочисленный и являющийся системообразующим ядром всего Российского государства заинтересован в улучшении национального самочувствия не только русских, но и людей всех национальностей, проживающих в Российской Федерации. Без этого не может быть и речи о процветающей сильной России, а следовательно, и успешного решения в ней русских национальных проблем.

Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации . Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения русского этноса протянулась от Калининградской области на западе до Дальнего Востока на востоке и от Мурманской области и Северной Сибири на севере до предгорий Кавказа и Казахстана на юге. Она отличается сложной конфигурацией и сложилась в результате длительных миграций, совместного проживания в одних регионах с другими народами, процессов ассимиляции (например, некоторых финно-угорских групп) и этнического разделения (с белорусами и украинцами).

Имя народа «русь» или «рос» появляется в источниках в середине VI в. Ясности в происхождении слова «Русь» нет. По наиболее распространенной версии этноним «Русь» связан с наименованием «рос», «рус», восходящим к названию реки Рось, притока Днепра. Слово «Русь» было распространено в Европе.

Антропологически русские однородны в том отношении, что все они входят в состав большой европеоидной расы . Вместе с тем между отдельными группами наблюдаются различия. Среди русского населения северных областей преобладают признаки атланто-балтийской расы, русские центральных районов составляют восточноевропейский тип среднеевропейской расы, русские северо-запада представлены восточно-балтийским типом беломорско-балтийской расы, среди русских юга обнаруживаются признаки примеси монголоидного и средиземноморского элементов.

Этногенез русского этноса тесно связан с происхождением древнерусской народности, в становлении которой, в свою очередь, важную роль сыграли восточнославянские племена . Древнерусская народность с общевосточнославянским самосознанием сформировалась в период единства древнерусского раннефеодального Киевского государства (Киевской Руси IX - начала XII в.). В период феодальной раздробленности общее самосознание не было утрачено, что сказалось, в частности, на формировании этнонимов, обозначающих в последующие века три восточнославянских народа - великороссов, малоросов, белорусов.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1842 Родился Йоганн Рейнгольд Аспелин - первый финский археолог, основатель Национального музея Финляндии и музея Хельсинкского университета, организатор археологических исследований в Финляндии.
  • 1951 Родился

Этногенез (от греч.«племя, народ» и «происхождение»), этническая история - процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп.Этногенез как формирование отдельной народности характеризуется консолидацией автохтонных этнических компонентов и включением в процесс этногенеза переселенцев (мигрантов). Консолидация происходит в рамках единого общенационального государства или под началом общей религии часто вызвано необходимостью координации действий в ответ на внешний вызов (американцы, немцы, швейцарцы). Иногда процесс консолидации вызван противостоянием близкородственных автохтонных компонентов пришлому населению (латыши). Часто существенным элементом этногенеза является вторжение переселенцев, которые навязывают свой этноним (выражающий этническое самосознание) местному населению, но забывают свой язык (болгары, узбеки, французы), либо навязывают как этноним, так и язык (венгры, турки, арабы). Однако нередки случаи, когда мигранты могут быть сами ассимлированными местным населением (вестготы в Испании). Помимо языка и этнонима важную роль в формировании народности играет родина, т.е. географическая среда, определяющая особенности хозяйственной деятельности и быта, а также формируемых на их основе чертах материальной и духовной культуры. Например, из "лесных" европейских англичан выделились "степные" американцы, вобрав в себя традиции иных (ирландцев) народов. Горные азербайджанцы выделились из степных туркмен, позаимствовав традиции местных кавказских народов. В тоже время этногенез является сложным процессом и ни один из элементов не является самодостаточным. Так для евреев язык не являлся определяющим фактором консолидации (они в разное время использовали иврит, арамейский и идиш), для украинцев, белорусов и эстонцев - необязательным являлся этноним (они могли называть себя русинами, литвинами или maarahvas), а общая родина не всегда приводит к формированию единой народности (например, на Кавказе тысячелетиями сосуществуют сотни народностей).

Э́тнос (греч.- народ) - группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. В русском языке синонимом термина долгое время было понятие «народ». В научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 году русским учёным-эмигрантом С. М. Широкогоровым.Основные условия возникновения этноса - общность территории и языка - впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может формироваться и из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграций (цыгане и т. п.). В условиях ранних дальних миграций «хомо сапиенс» из Африки и современной глобализации все большее значение приобретают этносы как культурно-языковые общности, свободно перемещающиеся на всей территории планеты. Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп. В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания - этнонима. Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д. В.Шнирельман подчеркивает, что пассионарная теория этногенеза не учитывает, что этническая идентичность (этничность) может быть плавающей, ситуационной, символической. Она вовсе не обязательно связана с языковой принадлежностью. Иногда она опирается на религию (кряшены, или крещеные татары), хозяйственную систему (оленные коряки-чавчувены и оседлые коряки-нымылланы), расу (афроамериканцы), историческую традицию (шотландцы). Люди могут менять свою этническую принадлежность, как это происходило в XIX веке на Балканах, где, переходя от сельской жизни к торговле, человек превращался из болгарина в грека, причем языковой фактор не служил этому препятствием, ибо люди хорошо владели обоими языками.



Этно́нимы (от греч. - племя, народ и имя, название) - названия наций, народов, народностей, племён, племенных союзов, родов и др. этнических общностей (этносов) Изучение истории этнонимов, их употребления, распространения и современного состояния важно для решения проблем этнической истории, этно- и лингвогенеза и ономастики. Изучение этнонимов даёт возможность проследить эволюцию имени, объяснить его происхождение, проследить пути этнических миграций, культурные и языковые контакты. Этнонимы, будучи древними терминами, несут в себе ценную историческую и лингвистическую информацию. При многотысячелетнем развитии приблизительно на одних и тех же территориях население в различные периоды может трансформировать свои этнонимы: сколоты - венеды - славяне (скловены), аланы - осетины, хунны - венгры, даки - румыны, фиссагетыфисса-геты - васи - весь - вепсы… Этнонимы не относят к собственным именам. Происхождение и функционирование этнонимов изучает этнонимика, раздел ономастики. Различают макроэтнонимы - названия крупных этнических общностей и микроэтнонимы, обозначающие небольшие этнические объединения.