Учебно-методические пособия для доу по фгос. Реализация и использование умк по обучению детей двум государственным языкам в дошкольном учреждении материал на тему Использование умк в доу

Творческое воображение - универсальное качество дошкольников 3–7 лет - положено в основу УМК «Тропинки», который представляет собой систему пособий для педагогов и воспитанников детских садов. Работа ведется по пяти направлениям: развитие культуры общения, познавательной активности и творческих способностей, становление речи, физическая подготовка. У детей формируются продуктивное воображение, любознательность, ориентация на позицию другого человека, волевые качества, элементы рефлексии и др. Особое внимание уделено методам диагностики результатов и работе с ребятами, имеющими ослабленное здоровье.

УМК «Тропинки» представляет собой систему пособий для воспитанников и педагогов дошкольных образовательных организаций. Воспитательно-образовательная работа, предлагаемая разработчиками УМК «Тропинки», обеспечивает становление личности дошкольников 3–7 лет в различных видах общения и деятельности и направлена на создание условий для общего психического развития детей посредством использования творческого воображения как универсальной способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками комплекта как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребёнка к началам культуры - познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, физической - у него закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии и др.

Особое внимание при разработке УМК было уделено детальному обоснованию концепции программы «Тропинки», рассмотрению общих вопросов воспитания дошкольников, в том числе с ослабленным здоровьем.

Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» и все пособия, входящие в одноимённый УМК, разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).

В программе представлены стратегические ориентиры развивающей работы с детьми, отражённые в пяти направлениях образовательного процесса: «Развитие культуры общения» (Коммуникативно-личностное развитие), «Развитие культуры познания» (Познавательное развитие), «Развитие культуры речи» (Речевое развитие), «Развитие художественно-эстетической культуры» (Художественно-эстетическое развитие), «Развитие культуры движений и оздоровительная работа» (Физическое развитие). Содержание этих направлений разработано в соответствии с пятью образовательными областями, выделенными в ФГОС ДО.

В УМК «Тропинки» предусмотрена система мониторинга освоения программы, представленная в виде педагогической диагностики индивидуального развития ребёнка 3–7 лет, максимально упрощённая для практики дошкольного образования. Подобранные диагностические методики позволяют оценить уровень физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития ребёнка в оптимально короткие сроки (примерно за 1–1,5 недели) путём использования методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

ЧТО ТАКОЕ УМК?

Учебно-методический комплект (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в программу предметного курса.

Иными словами, в каждый УМК входят:
сборники программно-методических материалов (официальные издания, включающие программы по соответствующим школьным предметам, нормативные документы);
учебники (издания для школьников, содержащие систематизированное изложение учебного материала);
методические пособия (предназначены для учителя; они содержат общие рекомендации по разработке и проведению уроков);
рабочие тетради (для организации самостоятельной работы учащихся; учебники и рабочие тетради к ним составляют единое целое);
справочники и справочные материалы (содержат всю необходимую информацию для учащихся по курсу школьной программы).
УМК включают также в себя словари для школьников, атласы и контурные карты.

УМК «Школа России»

Все учебники имеют законченные линии с 1 по 4 класс , а также развернутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ , поурочных разработок, книг для чтения и других пособий.

Уже сегодня можно соотнести реализацию основных положений нового Стандарта в учебных курсах нашего комплекта.

Одним из важнейших положений Стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей , составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.

Эта задача решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как некий совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье. Условно его можно назвать «Познаем мир вместе». Этот проект включает в себя следующую совместную деятельность: совместное чтение познавательной литературы, совместные наблюдения (за растениями, животными, звездами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка деревьев), совместные прогулки и путешествия (экскурсии в музеи, поездки по родной стране и т. п.) и множество дру­гих ситуаций.


Вовлечение ребенка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, из­бегая декларативности, морализаторства, отчуждения учебного материала от интересов ребенка, и в адекватной для ребенка форме решает задачи форми­рования нравственных ценностей.

Таким образом, реализуется основная идея курса - формирование се­мейных ценностей через организацию совместной деятельности ребенка и взрослых в семье.
В поддержку этой деятельности в комплект включены книги: «Зеленые страницы», атлас-определитель «От земли до неба», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». Эти книги создавались не только для работы на уроке, но в большой степени для работы в семье, что является отличительной чертой комплекта.

Особенно ярко ориентация на формирование семейных ценностей проявляется в учебнике 2-го класса, где с самого начала, с первого урока, ребенок вводится в мир семьи, которая представлена в виде действующих лиц учебника (мама, папа, сын Сережа, дочь Надя, а также домашние животные - собака Рыжик и попугай). Герои семьи принимают участие в изучении всех тем курса. Таким образом появляется возможность сюжетного построения уроков, при котором в учебных ситуациях моделируются взаимоотношения в семье. Представлены различные стороны семейных взаимоотношений: взаимопомощь , забота друг о друге, совместные занятия, игры, отдых, ведение домашнего хозяйства и т. д.

При этом в ряде случаев привлекаются другие персонажи: бабушка и дедушка, которые живут в селе, друзья героев, которые живут в Санкт-Петербурге, и т. д., что позволяет показывать ценность родственных и дружеских отношений.

Семья, представленная в учебнике, демонстрирует образец семейных отношений, который переносится на реальную жизнь каждого ребенка. Этому помогает система заданий в учебнике, рабочей тетради, а также методических пособиях, которая позволяет связать учебные ситуации курса с реальной жизнью ребенка в семье.

Научная и научно-популярная литература" href="/text/category/nauchnaya_i_nauchno_populyarnaya_literatura/" rel="bookmark">научно-популярной литературе .

Важной особенностью учебников является выделение в них базового и повышенного уровней учебного материала , позволяющего ученикам продвигаться в освоении учебных курсов с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. Ярким примером может служить введение в учебники по окружающему миру рубрики «Странички для любознательных», которая системно выстроена с 1 по 4 класс.

https://pandia.ru/text/79/120/images/image020_11.jpg" alt="http://*****/Attachment.aspx?Id=8108" width="450" height="305 id=">

Стандарт второго поколения позволяет строить процесс обучения с опорой на творческую деятельность ребенка и по-новому представлять его результат. К результатам обучения по комплекту «Школа России» относятся не только сформированная система знаний и способов действий, но и результаты, выраженные в предметно-деятельностной форме . Например: интервью с человеком той или иной профессии, подборка вопросов для викторины, сценарий праздника, коллективное создание «Музея наших путешествий» или «Красной книги нашего края», выставка творческих работ и др. При этом открываются широкие возможности для организации проектной деятельности учащихся, как в рамках отдельных предметов, так и на межпредметной основе.

Несомненно, ценность комплекта состоит в том, что ему присущи такие характеристики, которые очень значимы для учителя не только сегодня, но и всегда, а именно: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.


Реализация новых УМК по обучению детей

государственным языкам РТ в ДОУ

Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы.

Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г.г. «Киләчәк», в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан.

Новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях республики, которые были разработаны экспертами, представил министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов. «Когда мы проанализировали проблемы в изучении языков, то поняли, что как русский, так и татарский, а в дальнейшем и английский языки преподаются как филологические дисциплины. Это глубочайшая ошибка. Мы хотим сделать так, чтобы язык преподавался как средство общения, как инструмент жизни людей, особенно в младшем возрасте», - заявил глава Минобрнауки РТ.

По его словам, если раньше в преподавании языков доминировали академичность, теоретизированность, то сейчас идет обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов. «Говоря о новой методике преподавания, мы симметрично говорим о русском языке для татароязычных семей и татарском языке для детей из русскоязычных семей. Важно, чтобы все дети хорошо владели обоими языками», - подчеркнул министр.

Планируется, что в Татарстане дети возрастом 4-5 лет должны владеть 62 словами на татарском и русском языках, а уже в 4 классе школы в их словарном запасе должно быть 1167 слов. Премьер-министр республики поинтересовался у участников встречи, почему именно такое количество слов должно быть в арсенале школьников. Как выяснилось, за основу были взяты сложившиеся в мире методики преподавания языков.

Для обучения в детских садах был составлен учебно-методический комплект, куда вошли сборники художественных произведений для воспитателей и родителей, а также комплекты аудио- и видеоматериалов на татарском и русском языках. Cпециально для новой программы было разработано: 5 мультфильмов на татарском языке, 45 анимационных сюжетов, 8 познавательных передач, которые будут транслироваться на канале «ТНВ». На канале ТНВ создана телепередача на татарском языке «Әкият илендә” для детей дошкольного возраста в целях обучения детей разговорной речи. Новый проект предоставляет собой возможность совсем юным телезрителям вместе с родителями изучать татарский язык, начиная с самых его азов.

В каждом выпуске ведущая программы, веселая и заводная Гульчачак, вместе с симпатичными героями, в увлекательной игровой форме знакомит маленьких зрителей с новыми словами, культурой и традициями татарского народа. Важнейшими элементами программы являются интерактивные развивающие задания, которые вовлекают в тематические игры как детей в студии, так и малышей у телеэкранов, что способствует развитию речи, словарного запаса, а главное - интереса к изучению татарского языка и формированию основ поликультурной личности.

В телепередачах использованы новые развивающие образовательные технологии изучения татарского языка как средства общения. Хронометраж программы - 10 минут, что соответствует оптимальной продолжительности просмотра телепередачи, рекомендованной детскими специалистами. Программа подготовлена по заказу Министерства образования и науки Республики Татарстан при содействии Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям.

Смотрите новую программу «Әкият илендә» с 5 февраля по по воскресеньям в 9:30 на телеканале ТНВ! Если же у вас нет возможности посмотреть телевизионную версию передачи, тогда вы cможете увидеть или скачать выпуск передачи «Әкият илендә» на сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Кроме того, на татарский язык было переведено 8 популярных мультфильмов, создан комплект из 3 дисков с музыкальными сказками и детскими песнями.

Творческими группами г. Казани и Набережных Челнов были разработаны УМК:

1 комплект – по обучению татароязычных детей русскому языку «Изучаем русский язык», творческая группа под руководством Гаффаровой Сабили Муллануровны;

2 комплект – по обучению русскоязычных детей татарскому языку «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски», творческая группа под руководством Зариповой Зифы Мирхатовны;

3 комплект – по обучению татароязычных детей родному языку «Туган телдә сөйләшәбез», творческая группа под руководством Хазратовой Файрузы Вакилевны;

4 комплект – для детей подготовительной к школе групп «Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы : авазларны уйнатып» (для татароязычных детей) автор Шаехова Резеда Камилевна, пособие «Раз – словечко, два - словечко» (занимательное обучение татарскому языку) автор Шаехова Резеда Камилевна.

«Изучаем русский язык» С.Гаффарова

Комплект «Изучаем русский язык» включает в себя программу обучения детей начиная со средних групп национальных детских садов русскому языку, пособие для воспитателей. В нем приведены конспекты занятий, физкультминутки, пальчиковые игры, рабочая тетрадь для детей и воспитателей, подборка игр и упражнений, аудио- и видеоматериалы для работы, как на занятиях, так и вне занятий, перечень наглядных материалов.

Пособие для воспитателей содержит примерное распределение программного материала по темам, где выделены лексика, речевые образцы, микродиалоги, песни и стихи, каждая тема рассчитана для работы от 3 до 5 недель. Изложение материала каждой темы начинается с формулировки задач, которые будут решаться воспитателем по ходу работы. Приводятся необходимые для работы наглядные пособия. Тематический принцип планирования занятий позволяет легче контролировать запас приобретенной лексики и речевых структур. Занятия планируется проводить 3 раза в неделю в игровой форме, с участием сказочных персонажей, игрушек и т.д.

Рабочая тетрадь является частью УМК по обучению детей русскому языку и приложением к пособию для воспитателей «Изучаем русский язык». Тетрадь предназначена для совместной работы взрослого и ребенка 4-5 лет. С помощью этой тетради закрепляется словарный запас ребенка, а также умение отвечать на вопросы и составлять предложение из 2-3 слов. В рабочую тетрадь включены учебно-игровые задания, направленные на развитие мелкой моторики, графических навыков и зрительного восприятия детей.

«Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски» З.Зарипова

Творческая группа под руководством З.М.Зариповой разработала УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку. Проект состоит из трех частей: “Минем өем” (для средней группы), “Уйный-уйный үсәбез” (для старшей группы), “Мәктәпкә илтә юллар” (для подготовительной к школе группы). Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме, формировать мотивацию учения ребенка, активизировать в речи слова обозначающие предмет, признак предмета и действие; способствовать умению состовлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.

Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов УМК “Говорим по-татарски”, предназначающие для детей 4-5 лет, делающие первые шаги в мир татарского языка. Творческая тетрадь поможет: ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал, привлечь родителей активно включиться в процесс развития своего малыша. В рабочей тетради даны задания на называние, обобщение и сравнение предметов на определение их величины, размера, количества.

«Туган телдә сөйләшәбез» Ф.Хазратова, З.Шәрәфетдинова, И.Хәбибуллина

Детский сад - первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада - формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

В связи с этим был разработан и составлен учебно-методический комплект «Туган телдә сөйләшәбез». Предложенный УМК включает в себе методические пособия по обучению родному (татарскому) языку и развитии речи детей дошкольного возраста, рабочие тетради, начиная с средней группы, аудиозаписи, серии картин.

Основная цель УМК “Туган телдә сөйләшәбез” - формирование правильной устной родной речи детей дошкольного возраста. Главной задачей для программы является обучение детей правильно и красиво говорить.

УМК “Туган телдә сөйләшәбез” разрабатывается для первой младшей группы, второй младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе групп. Их особенность заключается в формировании грамматического строя, фонетического, лексического уровней языковой системы, развитии связной речи.

Методическое пособие имеет обычную структуру. В пояснительной записке раскрывается актуальность развития речи, обучения детей родному языку. Указаны цель и задачи методического пособия. Дана характеристика структуры методического пособия. Раскрываются возрастные особенности развития детей, которые учитываются при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

В пособии предлагается перспективное планирование образовательной деятельности детей первой младшей группы, которое включает тематику образовательной деятельности, задачи (развивающие, воспитательные, образовательные), структуру и средства обучения и воспитания. Перспективное планирование даётся в удобной табличной форме, которое позволит педагогам ДОУ чётко вести образовательную деятельность с детьми. Оно разработано в соответствии с тематическим принципом: «Детский сад», «Осень», «Я-Человек», «Мое окружение», «Зима», «Новый год», «Папы и мамы, дедушки и бабушки», «Народное творчество», «Весна», «Лето». Два раза в год с помощью диагностической методики проводится мониторинг. Результаты мониторинга фиксируется в персональных карточках детей. Также разработаны конспекты образовательной деятельности. Образовательная деятельность детей организовывается с учётом Федеральных Государственных требований к структуре ООП дошкольного образования. Прослеживается интегрированный подход к организации деятельности малышей.

«Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы: авазларны уйнатып»,

В программе предшкольного образования в разделе «Учимся родному языку» педагогу следует в процессе общения стремиться к качественному совершенствованию словаря ребенка, употребление наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении предметов, свойств, качеств, действий. Побуждать к участию в коллективном разговоре, формировать умение выполнять игровые задания творческого характера. Формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении. Учить выделять в произношении заданный звук, делить двух-трех сложные слова на слоги, называть в определенной последовательности слоги в словах, соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить элементарный звуковой анализ слов (в процессе моделирования). Развивать психомоторную готовность руки к письму.

Для решения этих задач опираемся на рабочие тетради «Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы: авазларны уйнатып».

«Раз - словечко, два – словечко» Р.Шаехова

Также для интересного и результативного обучения татарскому языку для воспитателей и родителей разработано методическое пособие «Раз - словечко, два – словечко». Пособие составлено по наиболее распространенным и знакомым для детей темам, где рядом с названием предметов и явлений на русском и татарском языках дан художественный текст, раскрываются вопросы по содержанию. Специально разработанные игровые задания, познавательные рассказы, сказки, загадки позволяют расширить детские возможности в запоминании и воспроизведении новой информации.

^ Состав учебно-методических комплектов (УМК):

I. Материалы для обучения

1. Рабочие тетради для детей

1. Сборники детских художественных произведений для воспитателей и родителей

3. Комплекты видеоматериалов (телепередачи, учебные мультфильмы):

а) переведенные с русского языка

б) вновь созданные на татарском языке

Материалы для изучения русского языка татароязычными детьми

I. Материалы для обучения

II. Материал для формирования языковой среды

1. Сборник детских художественных произведений для воспитателей и родителей

2. Комплекты аудиоматериалов (песни, танцы)

3. Комплекты видеоматериалов (учебные мультфильмы)

Мультимедийные ресурсы нового поколения для изучения детьми татарского языка

· Разработаны 5 мультфильмов на татарском языке (объединение «Татармультфильм»)

· Разработаны содержание 45 анимационных сюжетов

· Создана познавательно-развлекательная телевизионная передача «Әкият илендә» (трансляция по ТНВ, по воскресеньям в 9.30)

· Тиражирован комплект из трех дисков: музыкальные сказки на тат.яз - «Африка хикмәтләре», «Сертотмас үрдәк», «Бардым күлгә, салдым кармак...» детские песни на тат.яз. – «Бииләр итек-читекләр» Луизы Батыр-Булгари

· Разработаны аудиозаписи татарских народных танцевальных мелодий «Шома бас» (29 мелодий)

· Осуществлен перевод 8 мультфильмов на татарский язык

Перевод мультипликационных фильмов «Союзмультфильм» на татарский язык:

1. Крокодил Гена

2. Чебурашка

3. Шапокляк

4. Как львенок и черепаха пели песню

5. Винни-Пух

6. Винни-Пух идет в гости

7. Винни-Пух и день забот

8. Котенок по имени Гав № 1

9. Котенок по имени Гав № 2

10. Котенок по имени Гав № 3

11. Трое из Простоквашино

12. Каникулы в Простоквашино

13. Зима в Простоквашино

14. Кто сказал «Мяу»?

15. Золушка

16. Двенадцать месяцев

17. Малыш и Карлсон

18. Карлсон вернулся

Анимационные сюжеты (до 3-х минут):

1. Әйдә дуслашыйк

2. Качышлы уйныйбыз

3. Шалкан әкияте буенча

4. Безнең кунаклар

5. Тәмле кибетендә

6. Азат кунак чакыра

7. Карусельга сәяхәт

8. Уенчыклар үпкәләде

9. Күңелле уеннар

10. Акбай һәм Мияу маҗаралары

11. Уйный-уйный саныйбыз

12. Күңелле ял итәбез

Аудиозаписи для детей дошкольного возраста:

· Минем гаиләм

· Минем туганнарым

· Әйдәгез танышыйк

· Минем дуслар

· Кунак килгән

· Сөт. Чәй

· Песине сыйла

· Туган көн

· Алия кунакка килгән

· Уйныйбыз

· Алсуга бүләк

· Бүләкләр

· Уйныйбыз да, саныйбыз да

^ Создание мультипликационных фильмов на татарском языке :

· Алтын бөртекләр

· Төлке белән каз

· Бүләк кемгә?

· Су анасы

· Кәҗэ белэн сарык

· Чукмар белән Тукмар

· Куян кызы

· Сертотмас үрдәк

· Агачлар да авырый

.
Обучение татарскому языку как неродному

в дошкольном образовательном учреждении с русским языком обучения.

Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки. Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением.

В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Учитывая возрастные особенности детей и руководствуясь Госстандартом по образованию и воспитанию, провожу занятия по изучению татарского языка с русско-язычными детьми. В конспектах занятий ставятся такие задачи:

*воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней;

*вызвать у детей интерес к историческому прошлому родного края;

*воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края;

*познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа;

*дать понятие об Исламе;

*познакомить с историческими памятниками и достопримечательностями столицы- г.Казани и т. д.

^ В средней группе дети знакомятся с темами: «Знакомство», «Игрушки», «Семья», «Овощи, фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные», «Детский сад». Здесь развивается артикулярный аппарат дошкольников, даются образцы устной речи. Обучение на данном этапе проводится в игровой форме с использованием разнообразной наглядности.(«Күрсәт әле, үскәнем”, “Куянкай”, “Тукран”, “Түбәтәй”, “Җиләк җыям”).

Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков.

^ В старшей и подготовительной группе расширяются и углубляются знания по темам. У детей формируются умения:

* различать речь на татарском и родном языках;

* понимать речь на татарском языке в пределах изученных тем;

* задавать вопросы;

* выражать просьбу, желание, потребности, необходимость чего-либо;

* пересказывать небольшие по объёму тексты;

* составлять рассказ по картине и наблюдениям;

* рассказывать стихотворение, считалки, петь песенки, сказки.

Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением.

Хорошие результаты обучения появляются лишь тогда, когда согласуются усилия педагогов и родителей. Родители нашего ДОУ положительно влияют на желание детей к изучению второго языка. После проведённого анкетирования выяснилось:

В средней группе все родители знают, что в РТ два государственных языка, но только одна семья владеет двумя гос. языками. Проведена консультация: «Создание благоприятных условий к изучению второго государственного языка».

В старшей группе родители хотят, чтобы их дети общались с людьми других национальностей как с равными. Проведена консультация: «Воспитание любви и уважения к людям другой национальности».

В подготовительной группе родители сообщили о своем уважении к родному краю, Проведена консультация: «Ознакомление детей с Родным краем».

Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки.

Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками. Статус татарского языка как государственного предусматривает овладение татарским языком как средством общения, а также способом духовно- нравственного развития, формирования коммуникативной культуры обучающихся. Овладение татарским как средством общения направлено на обеспечение способности и готовности к коммуникации в повседневной жизни, к взаимодействию и взаимопониманию в полиэтническом обществе.

В целях реализации первоочередных мероприятий Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 годы «Килэчэк», - «Будущее», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12 2010 года №1174. Министерством образования и науки Р. Т. сформированы творческие группы по разработке учебно-методических комплектов.

Определены шесть областей по изучению государственных языков Р. Т.

Обучение русскоязычных детей татарскому языку - УМК для детей 4-7 лет «Татарча сэйлэшэбез»(Говорим по- татарски) Зарипова З. М., Кидрячева Р. Г., Исаева Р. С и др.

Обучение детей татарской национальности родному языку - УМК для детей 2-7 лет «Туган телдэ сэйлэшэбез» (Говорим на родном языке, Хазратова Ф. В, Зарипова З. М.

Обучение детей татарской национальности русскому языку - УМК для детей 4-7 лет. «Изучаем русский язык » Гафарова С. М.

Подготовка к обучению грамоте детей татарской национальности - УМК для детей 6-7 лет. «Мэктэпкэчэ яшьтэгелэр элифбасы» (Азбука для дошкольников), Шаехова Р. К.

Ознакомление с художественной литературой- Хрестоматия для детей 2-7 лет «Балачак аланы» (На поляне детства) Закирова К. В.

Учебно- методический комлект «Татарча сэйлэшэбез», включает:

1. Пособие для воспитателей:

Тематический план;

Конспекты НОД;

Диагностический материал.

2. Рабочие тетради.

3. Аудиоматериалы.

4. Анимационные сюжеты.

5. Наглядно-демонстрационные, раздаточные материалы.

Средняя группа- «Минем эем» (Мой дом)

Старшая группа-«Уйный-уйный усэбез» (Растем играя)

Подготовительная группа- «Без инде хэзер зурлар, мэктэпкэ илтэ юллар»

Принципы программы.

1. Коммуникативный принцип готовит детей использовать татарский язык, как средство общения. Обучать язык не как наука, а как средство общения.

2. Принцип осуществления задач в тесной связи друг с другом воспитания и развития ребенка.

3. Принцип преемственности предусматривает последовательность детского сада и начальной школы.

4. Принцип мотивации образовательной деятельности- ребенок принимает материал, когда он интересный и соответствует своим интересам. В процессе по обучению языку просмотр сказочных сюжетов, встреча с знакомыми интересными героями (Акбай, Мияу, использование игровых элементов обеспечивает мотивизацию обучения языкового материала. Обучение языка в общении, связывая в игровые ситуации, дети чувствуют практическое значение обучения языку, рождается эмоциональный подъем, и они с желанием изучают языковой материал.

5. Принцип индивидуализации предусматривает развитие социально- личностные качества в обучению языку. Рассчитывается возрастные особенности детей.

6. Принцип наглядности, обучение языку, образует разнообразную деятельность в повседневной жизни. Игра, как основное средство в познании детей.

7. Принцип интеграции - учитывает особенности разных видов речи, слушание речи воспитателя, при помощи технических средств (аудио, - видео, особенности языка дать в разных упражнениях, развивать диалогическую речь детей.

При выполнении задач программы большое значение имеют разные формы работы, практические навыки, виды. Основными видами работы являются следующее.

Работа с предметами: описание, составить диалог с игрушками, участие в игре и в сказках

1. Работа с рисунками: описание. развивающий диалог.

2. Сюжетно- ролевые игры.

3. Разучивание хороводных игр (используя аудиодиски)

4. Театрализация, сценирование: пальчиковый театр, маски, костюмы, показать театр (родителям, детям других групп).

5. Подвижные игры: игры с мячом, игра «Командир», хороводная игра, зарядковые игры.

6. Творческие и ситуативные игры: ролевые игры, интервью, ситуативные упражнения.

7. Выполнить ситуативные и логические упражнения, слушая и понимая.

8. Просмотр мультфильмов и анимационных сюжетов.

9. Интерактивные игры.

Основные виды используемые в изучении татарского языка.

1. Разработки деятельности, диагностический материал.

2. Звуковая наглядность (аудиозаписи для каждого проекта, анимационные сюжеты, мультфильмы.)

3. Картинная и картинно-дидактическая наглядность (раздаточные и иллюстративные рисунки, хороводные игры, атрибуты для театральной деятельности).

4. Символическая, графическая наглядность (пиктограммы).

5. Объемная наглядность (макеты, муляжи, игрушки).

6. Интерактивные игры.

7. Рабочие тетради.

Положительные аспекты внедрения УМК в сравнении с предыдущими формами обучения:

Объем словарного запаса по новому УМК составляет для детей 4-5 лет 167 слов, что соответствует возрастным особенностям дошкольника. УМК позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала. Объем слов доступен для усвоения детьми 4-7 лет, направлен на общению детей, а не только на увеличение словарного запаса.

Использование рабочих тетрадей дает возможность ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку, привлекать интерес к языку, привлекать родителей активно включаться в процессе развития своего ребенка.Во время работы в тетрадях дети повторяют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарским языке. В тетрадях задания даны на русском языке, что позволяет воспитателям и родителям повторять пройденное.

Поддерживать интерес ребенка во время НОД помогает ярко и красочно оформленных наглядно-демонстрационный и раздаточный материал, аудио- видео записи. Использование аудиозаписи развивает речь и воображение ребенка. Дети с интересом ждут голоса знакомых персонажей Акбай и Мияу, рады слышать голоса новых участников: мамы., папы, бабушки, дедушки, мальчики, девочки т. д.

Аудиозапись используется во время введения новых слов, повторения: даны речевые образцы, диалоги игры, песни, записи знакомые детям сказки для показа настольного театра.

Хорошие результаты обучения появляются лишь тогда, когда согласуются усилия воспитателей и родителей.

Хотелось бы надеяться, что вскоре все дети будут легко общаться на двух государственных языках.

Реализация и использование УМК

по обучению детей двум государственным языкам в дошкольном учреждении

Из опыта работы МАДОУ

“ЦРР – детский сад № 36

“Волшебный дворец”

В условиях новой языковой ситуации в республике формирование маленького человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций. В соответствии со Стратегией развития образования в РТ на 2010 – 2015 годы «Киләчәк» - «Будущее» и с целью развития и совершенствования дошкольного образования, пропаганды и распространения инновационных подходов к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению двум государственным языкам, педагогический коллектив муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «ЦРР – детский сад № 36 «Волшебный дворец» с сентября 2012 года приступил к успешному внедрению, реализации и использованию новых учебно – методических комплектов. Наш детский сад является базовой площадкой по обучению детей татарскому языку. Мы поставили перед собой важную задачу – создать единое образовательное пространство для детей за счет партнерства педагогического коллектива и родителей воспитанников, ведь основные участники образовательного процесса – это дети, родители и педагоги.

Для повышения результативности работы с детьми нужна подготовка кадров. Воспитатели по обучению детей татарскому языку Усманова Р.М. и Мурдагулова В.Р. прошли обучение тьюторов в городе Казань по обучению детей и русскоязычных воспитателей татарскому языку. В детском саду поставлена работа по организации постоянно действующих курсов для русскоязычных воспитателей, каждый из которых прошел курс обучения и по результатам тестирования получил справку. Педагоги владеют лексическим минимумом для успешной работы по проектам. На сегодняшний день наши русскоязычные педагоги закончили обучение в Онлайн школе «Ана теле» и по окончании получили сертификаты. Для воспитателей проводятся педагогические советы, еженедельные консультации по организации дидактических, хороводных, сюжетно – ролевых игр; по планированию; по составлению диалогов; практические занятия для закрепления пройденного материала; конкурсы, интеллектуальные игры, мастер – классы, где воспитатели делятся опытом работы между собой по созданию языковой среды в группах в рамках УМК.

Для реализации задач обучения необходимо объединить усилия педагогов и родителей. Очень важно создать атмосферу общности интересов. Использование и реализация УМК в детском саду предполагает совместную работу с родителями; активное вовлечение родителей в процесс обучения. Важно научить родителей помогать своему ребенку в усвоении лексики татарского языка. На базе нашего детского сада прошла городская родительская конференция по проблеме: «Преемственность семьи, детского сада и школы по обучению детей татарскому языку». Родители ознакомились с передовым опытом ДОУ, посмотрели видеофильм как дети с удовольствием обучаются татарскому языку. С целью ознакомления родителей с инновационной деятельностью, применяя современные информационные технологии, педагогический коллектив проводит: лектории, консультации, общие и групповые собрания с показом открытых НОД, встречи в родительской гостиной, совместные просмотры мультфильмов, конкурсы презентаций, рисунков и поделок по просмотренным мультфильмам, информационные стенды в каждой группе по своему проекту, анкетирование, изучение отзывов и пожеланий родителей.

Для закрепления речевого материала дома с ребенком наши родители пользуются карманными словариками, книжками-малышками с образцами диалогов по проекту УМК “Татарча сөйләшәбез” «Говорим по-татарски». Незаменимым помощником для нас в настоящее время является сайт детского сада в Электронном образовании, где создана страница «Татарча сөйләшәбез», на которой родители и сотрудники детского сада могут ознакомиться с нормативными документами, прочитать консультации, использовать игровой материал, который помещен на сайте, посмотреть лексический минимум, который можно повторить в спокойной домашней обстановке. Дана ссылка на сайт Министерства образования РТ, где в разделе Дошкольное воспитание можно посмотреть и мультфильмы, и анимационные сюжеты, выпуски передачи «Әкият илендә». Хороших результатов можно добиться лишь тогда, когда согласованы усилия педагогов и родителей. Родители нашего ДОУ положительно влияют на желание детей к изучению второго языка. В результате проведения совместных праздников и мероприятий: «День родного языка», «Карга боткасы», «Нәүрүз», “Гаилә бәйрәме”, “Сабантуй” они в полной мере осознали необходимость изучения детьми двух государственных языков РТ.

Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения. Использование рабочих тетрадей даёт возможность ребёнку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку, привлекать родителей активно включаться в процесс развития своего ребёнка. Творческой группой воспитателей нашего ДОУ разработаны авторские методические игры – пособия по проектам: «Минем өем», «Уйный – уйный үсәбез!», «Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар!».

В этом году мы участвовали на республиканском конкурсе “Лучший билингвальный детский сад – 2014”. На республиканском этапе конкурса принимали участие 109 дошкольных учреждений – победителей муниципального этапа. В результате огромной работы, проделанной коллективами дошкольных учреждений и по единодушной оценке экспертов республиканской комиссии, были определены 50 дошкольных учреждений – получателей гранта по 1 млн рублей. Среди победителей – получателей гранта два детских сада города Альметьевска: МАДОУ “ЦРР – детский сад № 36 “Волшебный дворец” (заведующая Гудакова Т.Т.) и МБДОУ № 47 “Энҗе бөртеге” (заведующая Димеева Р.К.).

Среди 50 дошкольных учреждений 8 детских садов в республике стали победителями по максимальным баллам. В их числе и наше дошкольное образовательное учреждение, детский сад №36 “Волшебный дворец” г.Альметьевска. Министерство Образования и Науки РТ призывало приравниваться этим дошкольным учреждениям.

В преддверии Дня Дошкольного работника хочу поздравить своих коллег с праздником! Желаю творческих успехов, здоровья, благополучия!

Р.М. Усманова,

воспитатель по обучению татарскому языку МАДОУ

“ЦРР – детский сад № 36

“Волшебный дворец”

г. Альметьевск РТ


Усманова Разиля Мирзагитовна