Бунге николай христианович. ЕГЭ

Экономист, профессор, родоначальник «киевской школы экономистов», общественно-политический деятель, министр финансов Российской империи (1882-1887 гг.).

Родился в Киеве в лютеранской дворянской семье немецкого происхождения. Отец Христиан-Георг Бунге (1776-1857) выходец из Восточной Пруссии, один из первых известных педиатров Киева. Мать, Екатерина Николаевна (урожденная Гебнер, вдова полковника Изюмова) тоже происходила из немецкой семьи. Николай - единственный сын Христиана-Георга во втором браке. От первого брака у него остались две дочери и сын.

В 1841 г. окончил Первую Киевскую гимназию с золотой медалью и поступил в Киевский университет святого Владимира на юридический факультет. В 1845 г. окончил университет со степенью кандидата законоведения и в 1845-1850 гг. читал курс о законах казенного управления в лицее князя Безбородко в Нежине. В 1847 г. Бунге защитил магистерскую диссертацию «Исследование начал торгового законодательства Петра Великого».

В 1850 г. переведен в Киевский университет на должность исполняющего обязанности адъюнкта по кафедре политической экономии и статистики. С этого года на протяжении последующих тридцати лет он преподавал в университете политическую экономию, статистику и полицейское (административное) право. В 1852 г. после защиты докторской диссертации на тему «Теория кредита» Бунге получил звание профессора. С 1859 по 1862 гг., с 1871 по 1875 и с 1878 по 1880 гг. занимал пост ректора Киевского университета. С 1859 г. член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук.

После поражения России в Крымской войне в стране начинается подъем либерального движения за реформы, и Бунге активно включается в общественно-политическую деятельность: за 1850-1870 гг. его публицистические статьи неоднократно выходили в различных периодических изданиях. По идейным воззрениям был близок западникам, сочувствовал теориям Т.Н. Грановского и В.Г. Белинского и был противником крепостного права. Его экономические идеи основывались на концепции А. Смита о главенстве частной собственности и невмешательстве государства в экономическую жизнь. Был убежденным противником идей К Маркса. Для Бунге идеальной формой государственного устройства России была абсолютная монархия, так как, с его точки зрения, она соответствовала историко-географическим условиям страны и особенностям национального самосознания.

В 1859-1860 гг. Бунге был членом Редакционных комиссий, учрежденных для подготовки закона об отмене крепостного права, поскольку в своих работах 1858-1859 гг. он рассматривал способы освобождения крестьян с землей за выкуп и доказывал неизбежные последующие экономические преобразования в стране. В 1861-1862 гг. участвовал в комиссии министерства народного просвещения и внес вклад в разработку либерального университетского устава, утвержденного в 1863 г.

В 1863 г. его пригласили преподавать экономику наследнику престола великому князю Николаю Александровичу (1846-1865) и его младшему брату Александру Александровичу (будущему императору Александру III). Знакомство и императорской семьей впоследствии оказало сильное влияние на стремительную государственную карьеру Бунге.

Также с 1862 г. он занимал должность управляющего Киевской конторой Государственного банка, что позволило ему получить практический опыт финансовых операций.

По инициативе Бунге в 1868 г. были основаны Киевское городское общество взаимного кредита (некоторое время он являлся его управляющим) и первый в России провинциальный акционерный банк (Киевский частный коммерческий), а в 1871 г. — Киевский промышленный банк. При его поддержке в 1869 г. в городе также возникло Биржевое общество, а позже он возглавлял финансовую комиссию городской Думы.

После отставки в 1880 г. с поста ректора Киевского университета Бунге был приглашен на службу в министерство финансов заместителем министра финансов С.А. Грейга, а затем преемника последнего А.А. Абаза. В условиях финансово-экономического кризиса разразившегося в стране после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Бунге занимался разработкой мер антикризисного урегулирования. Уже в ноябре 1880 г. министерство финансов добилось отмены соляного налога, вынесло на обсуждение в Государственный совет вопрос о понижении выкупных платежей, сложении накопившихся недоимок и переводе бывших помещичьих крестьян на обязательный выкуп, приступило к упорядочению денежного обращения, выкупу железных дорог в казну и пересмотру таможенных пошлин.

Вскоре после восшествия на престол Александра III, в 1882 г. Бунге стал министром финансов. На этом посту им были понижены выкупные платежи, в 1882-1886 гг. отменена подушная подать; состоялось утверждение первых актов фабричного законодательства, реформирована система налогообложения и повышены таможенные пошлины на ввозимые товары. При нем начата подготовка денежной реформы - Бунге планировал переход от бумажного рубля к золотому, выступал за выкуп нерентабельных частных железных дорог в казну и государственное железнодорожное строительство, облегчение крестьянам выхода из общины, пересмотр паспортного устава, сковывавшего мобильность сельского населения, и организацию колонизаторского движения на окраины с целью ликвидации последствий крестьянского малоземелья в центральной части России (т.е. все меры, осуществленные впоследствии в рамках аграрной реформы П.А. Столыпина). Однако из-за резкой критики его начинаний справа (особенно со стороны «Московских ведомостей» М.Н. Каткова) в 1887 г. Бунге вынужден был освободить кресло министра финансов, заняв должность председателя Комитета министров и войдя в состав Государственного совета.

В 1887-1889 гг. Бунге преподавал политическую экономию, статистику и финансы великому князю Николаю Александровичу (будущему императору Николаю II). В 1892 г. император назначил его вице-председателем Комитета Сибирской железной дороги, который возглавил наследник престола. После кончины Александра III в октябре 1894 г. Бунге вошел в ближайшее окружение нового царя. Однако ему не суждено было оказать глубокого влияния на социально-экономическую политику своего царственного воспитанника: Бунге скоропостижно скончался 3 июня 1895 г. в Царском Селе. Его похоронили в Киеве рядом с могилой матери, с которой он прожил всю жизнь, так и не обзаведясь собственной семьей.

В бумагах Бунге после его смерти было обнаружено своеобразное политическое завещание (так называемые «Загробные заметки»), адресованное Николаю II. В конце XIX - начале ХХ вв. по распоряжению императора с ним ознакомилось большое число высших чиновников, и оно оказало определенное влияние на социально-экономическую политику.

Сочинения:

Теория кредита. Киев, 1852.

Курс статистики. Киев, 1865; 2-е изд., 1876.

Основания политической экономии. Киев, 1870.

Товарные склады и варранты. Киев, 1871.

Полицейское право. Киев, 1873-1877.

Государство и народное образование начальное и профессиональное, то есть ученое, реальное и художественное, в Германии, Англии и Франции: Очерки исслед. Лоренца Штейна: Извлеч. из соч.: Das Elementar und Berufsbildungswesen von L. Stein / Сост. проф. Н.Х. Бунге. Киев, 1877.

О восстановлении металлического обращения в России. Киев, 1877.

О восстановлении постоянной денежной единицы в России. Киев, 1878.

Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии. СПб., 1890.

Очерки политико-экономической литературы. СПб, 1895.

Загробные заметки // Судьбы России. Проблемы экономического развития страны в XIX — начале XX вв. СПб., 2007.

Другие страны

Экономисты милостью Божьей. Николай Бунге

Крупный теоретик, он показал себя непревзойдённым практиком, создал стабильную финансовую систему и стал первым в официальной России провозвестником необходимости социальной политики.

~~~~~~~~~~~


Николай Бунге


Сегодня наша страна столкнулась с финансово-экономическими проблемами, схожими с теми, что стояли во второй половине позапрошлого века. Тот опыт сохраняет несомненный интерес.

Особую ценность представляет практическая деятельность министерства финансов и теоретические разработки возглавлявшего его экономиста Николая Христиановича Бунге (1823-1895). Он руководил ведомством с 1882 по 1887 год.

Предки Бунге имели шведское происхождение, в семье культивировались усердие, любовь к знаниям, дисциплина, воздержанность в быту. После окончания в 1845 году Киевского университета св. Владимира Николай Бунге был направлен на кафедру законов казенного управления в Нежинский лицей князя Безбородко (имевший статус высшего учебного заведения).

Уже спустя два года, в возрасте 24 лет (!) недавний выпускник, защитив диссертацию «Исследование начал торгового законодательства Петра Великого», становится магистром государственного права. А в 1850 году Бунге был удостоен степени доктора политических наук за диссертацию «Теория кредита». В развитие этих своих работ он подготовил и издал «Курс статистики» (1865) и «Основания политической экономии» (1870). Подробно анализируя зарубежную практику, Бунге настойчиво рекомендовал ограничивать хождение ассигнаций в пользу металлических, а также безналичных расчётов. Он пришёл к выводу, что бумажные, «зачастую многонулёвые» деньги провоцируют инфляцию и тем самым обесценивают обращение. Эти вопросы подробно изложены в книгах и статьях Бунге. Он также переводит и дополняет своими комментариями труды зарубежных авторов.



Кузнечный цех. Конец XIX века.


Не случайно Михаил Туган-Барановский отмечал, что Бунге «был очень сильным теоретиком и пришёл на пост министра как добросовестный учёный, который, кроме всего прочего, был хорошо знаком с экономической и финансовой политикой Запада». Бунге трижды избирался ректором Киевского университета. Первый раз - в 1859 году по рекомендации знаменитого Пирогова, хирурга и героя Севастополя. Выдвижение ректором столь молодого профессора не имело прецедента в истории университета. Но объяснялось теми переменами, которые происходили в общественной жизни. Императором стал Александр II - Освободитель. И, едва приступив к обязанностям ректора, Бунге был вызван в Петербург для участия в работе Редакционных комиссий, учреждённых для подготовки законопроекта об отмене крепостного права. Он вошёл в состав Финансовой комиссии, на которую было возложено создание модели выкупных операций.

В Киеве Бунге проработал три десятка лет. Он читал многочисленные курсы, в своих публикациях пытался раскрыть передовой опыт тех зарубежных стран, которые обогнали Россию в социально-экономическом развитии. При этом в науке занимал самостоятельную позицию. Во многом опираясь на идеи Адама Смита, Бунге вместе с тем считал, что цены определяются спросом и предложением. Движущей силой общественного развития он полагал стремление людей к удовлетворению потребностей путём «полезной деятельности», которая заключается не только в производстве предметов потребления, но и в научной, культурной, просвещенческой деятельности. «Хозяйственное устройство человеческих обществ… развивается вместе с успехами образования, благосостояния и нравственности, вместе с расширением круга деятельности и общественной власти, и индивидуальной инициативы. Общество благоустроенное не есть неизбежная форма свободно сложившихся частных отношений, как думали последователи Смита, - это результат непрерывного совокупного действия правительства и народа».

При Бунге сложилась киевская школа экономической мысли. Её представителей объединяло отрицание трудовой теории стоимости, неприятие социалистической доктрины, признание необходимости социальных реформ, преимущественное внимание к практическим вопросам экономической политики. Влияние Бунге на представителей школы ярко описано её видным представителем Дмитрием Пихно. «Что влекло нас, молодых студентов, к этому осторожному мыслителю, аудитория которого была полна слушателей и почти каждый выпуск давал молодых экономистов, с увлечением работавших под его руководством? Это была другая, более интимная, невидимая постороннему глазу духовная связь… Этот холодный с виду мудрец был весь проникнут недосягаемым нравственным идеализмом, за его иронической улыбкой, которая так часто смущала и которой мы так боялись, от нас не скрывалось нежное, любящее, отзывчивое и бесконечно доброе сердце».

В одном из своих первых (1883 г.) развёрнутых докладов императору Александру III Бунге отмечал: «Внимательное изучение слабых сторон нашего государственного строя указывает на необходимость обеспечить правильный рост промышленности достаточным для неё покровительством: укрепить кредитные учреждения на началах, проверенных опытом, способствуя притом удешевлению кредита; усилить в интересах народа и государства доходность железнодорожных предприятий, установив над ними надлежащий контроль; упрочить кредитное денежное обращение совокупностью направленных к достижению этой цели постепенно проводимых мер. Далее - ввести преобразования в системе налогов, сообразные со строгой справедливостью и обещающие приращение доходов без обременения плательщиков податей; наконец, восстановить превышение доходов над расходами (без чего улучшение финансов немыслимо) ограничением сверхсметных кредитов и соблюдением разумной бережливости во всех отраслях управления».



Крестьянский банк. Киев.


Вступление Бунге в 1880 году в должность товарища министра финансов и вскоре, с 1 января 1882-го, министра обозначило новый этап в российской денежно-кредитной политике. В назначении на пост в правительстве учёного многие увидели признание высокого авторитета науки и необходимости специальных знаний. Но начинать работу пришлось в весьма сложных обстоятельствах. Сумма государственного долга на 1 января 1881 года превысила шесть миллиардов рублей. Предстояли новые займы - внутренние и внешние. Основными причинами были финансовые последствия русско-турецкой войны 1877-1878 годов и колоссальные государственные расходы по крестьянской и последующим реформам. Для предотвращения системного кризиса Бунге инициировал выпуск золотой шестипроцентной ренты 1883 года на доходы. Это улучшило финансовую ситуацию. Лавируя, идя на компромиссы, Бунге был стоек при защите доходов казны. Ангел кротости и доброты превращался в Геркулеса железной воли и не только председателю министров, но самому государю говорил «невозможно» в ответ на просьбу о деньгах.

Эту программу долговременной финансовой политики государства император одобрил, и в последующие годы она была выполнена почти полностью (кроме пункта о превышении - ввиду крупных расходов по погашению госзаймов).

Одним из первых финансовых мероприятий, проведённых Бунге, стало понижение выкупных платежей для крестьян. Оно было осуществлено в размере 1 рубля с каждого душевого надела в великорусских пределах и на 16 копеек с рубля в других местностях. Общая сумма понижения составила 12 миллионов рублей в год. Частичное освобождение крестьян (кроме государевых) от подушной подати в 1886-м - тоже заслуга Бунге. Это решение способствовало росту продуктивности сельского хозяйства. Вследствие стабилизации крестьянских доходов стал расти спрос на технику.

Бунге являлся сторонником государственного протекционизма и жёсткой налоговой системы. В период его руководства российским Минфином были увеличены налоги на сахар, спирт, табак. Были повышены гербовый сбор, пошлины примерно на 35% ассортимента российского потребительского импорта. Кроме того, в 1881 году была учреждена десятипроцентная надбавка на весь импортный тариф. Затем последовало повышение ввозных пошлин на вальцевое железо, сталь, технические машины, некоторые виды морских и речных судов. Тогда же ввели налог на золотодобычу и обработку драгметалла; дополнительные и раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий (законы 5 июля 1884 г. и 5 января 1885 г.). Повышались ставки большинства других налогов. Эти меры позволили к концу 1880-х сократить дефицит госбюджета почти на 90%.

Вместе с тем, Бунге утверждал, что «обычные таможенные пошлины составляют налог и должны быть рассматриваемы главным образом как подать. Они должны как можно меньше зависеть от торговых договоров (то есть не быть подспорьем протекционизма. - А.Ч.), должны быть соотнесены с общею системою налогов, с влиянием их на производство, на торговлю и на потребление. Поощрение промышленности может и должно иметь место, но покровительственный тариф и льготы, общие для всех лиц, дают поощрение любому безо всякого разбора и потому не всегда желательны. Пособия такие часто свидетельствуют о нерасчётливости в государственном хозяйстве. Либеральный таможенный тариф способствует усилению потребления, но низкие таможенные пошлины при высоких налогах в стране нежелательны». Упомянутые проблемы, как ни странно, не потеряли актуальности и спустя 130 лет.

Банковское обслуживание крестьянства - тоже во многом заслуга Бунге. Он считал, что основные проблемы этой социальной группы связаны с недостаточным размером земельных наделов и невозможностью получить долгосрочный кредит для расширения угодий. Для решения этих вопросов был создан Крестьянский банк. Он выдавал ссуды на покупку частновладельческих, прежде всего дворянских, земель. В 1883-1915 годах услугами банка воспользовались свыше миллиона крестьянских дворов. Они приобрели более 15,9 млн десятин земли (это больше территории современных Австрии, Швейцарии и Словении, вместе взятых). Общая сумма выданных ссуд превысила 1,35 млрд рублей.

Кроме того, Бунге инициировал активное развитие общероссийской железнодорожной сети и особенно межрегиональных магистралей, которые, по его мнению, «при пространствах, национальных и экономических особенностях, присущих Российскому государству, имеют наиважнейшее значение». В 1881-1889 годах на строительство путей сообщения было израсходовано около 133,6 млн рублей. Проложена 3461 верста железных дорог. Стальные артерии связали Поволжье, Средний Урал, Черноземье, Северный Кавказ, Бессарабию и некоторые районы Средней Азии.


Бакинские нефтяные промыслы. Конец XIX в.


В числе реализованных Бунге реформ - закон от 1 июня 1882 года, впервые в России регламентирующий фабричный труд, в том числе продолжительность рабочего дня, параметры выплат сверхурочных, социальные гарантии рабочим и их семьям. В 1886 году изданы правила найма и надзора за предприятиями.

Как вспоминал российский государственный деятель, учёный и предприниматель Владимир Ковалевский, «Бунге был первым министром финансов, исходившим из твёрдого и ясного сознания, что узкий «финансизм» - исключительная забота о государственных финансах в тесном смысле, - должен быть заменен «экономизмом» - широкой экономической политикой, направленной к развитию народного труда и производительных сил страны, и что хотя бы только удовлетворительного состояния государства нельзя достигнуть при бедности, бесправности и темноте массы населения».

В жизни Николай Христианович Бунге был, по свидетельствам очевидцев, весьма скромным человеком. Отправляясь в Гатчину, он ехал на вокзал на простом извозчике. Из своих доходов (20 тыс. руб. в год) тратил лишь часть, отправляя остальные суммы в кассы благотворительных учреждений для бедняков и учащейся молодёжи. Причём делал это анонимно, факт открылся лишь после его отставки.

Кстати, зародыши идей социальной политики содержатся в трудах Бунге ещё доминистерского, киевского периода. Так, в работе «Полицейское право» учёный особо выделял роль рабочих в прибылях акционерных компаний, которые он называл «товариществами нового времени». Ему (рабочему. - А.Ч.) «говорят: мы даём тебе как участнику, как акционеру, права капиталиста и собственника; ты можешь иметь голос в деле общем, а если у тебя есть знания и талант, то предоставляем тебе обязанности главы и руководителя, хотя бы ты не имел капитала». Для современной России эти рекомендации сверхактуальны.

Академик РАН Леонид Абалкин, который привлёк внимание к фундаментальным основам экономических воззрений Бунге, досадовал, что спустя столетие они по-прежнему недооценены. Речь шла в том числе и о создании ссудных касс, которые Бунге считал средством повышения материального благосостояния рабочих. Его могли бы поднять как «производительные товарищества», так и общества, создаваемые для просвещения рабочих, постройки квартир, выдачи пенсий и пособий, кредитные и потребительские кооперативы. В этой связи задача государства «состоит в установлении юридических норм для того, чтобы обеспечить ими возникновение и деятельность новых хозяйственных союзов на правах юридических лиц».

В конце своей жизни Бунге, который ранее читал лекции для наследников престола, составил политическое завещание, адресованное Николаю II («Загробные заметки», 1893-1894 гг.). В нём, опираясь на собственные исследования, международный экономический опыт и результаты проводимых реформ, учёный пропагандировал умеренное - поэтапное, системное, основанное на российской специфике - реформаторство. Он предлагал также больший уровень общественной самостоятельности, выступил за комплексное освоение национальных окраин при сохранении их самобытности. Бунге фактически предлагал «дрейф» Российской Империи к «просвещённой конституционной монархии», как обозначил цель Дмитрий Мережковский.

Словом, деятельность Николая Христиановича Бунге - это комплекс взаимосвязанных мероприятий по укреплению государственной финансово-экономической системы, а также внешнеторговых позиций России, проведению назревших, усиливающих державу преобразований.

Краткие биографические сведения о Н.Х. Бунге. Николай Хрис- тианович Бунге (1823-1895) был одним из выдающихся российских реформаторов в сфере экономики, финансов и социальной политики. Он закончил юридический факультет Киевского университета, преподавал в Нежинском лицее. После защиты в 1847 г. магистерской диссертации на тему «Исследование начал торгового законодательства Петра Великого» в 1850 г. он перешел на работу в Киевский университет, где в 1852 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Теория кредита». Круг его научных интересов был весьма разнообразен: он читал курсы лекций по политэкономии, статистике, полицейскому праву и другим наукам. С 1859 по 1880 г. был ректором Киевского университета. В эти годы он привлекался к подготовке крестьянской реформы 1861 г., к разработке нового университетского устава. Как один из видных уче- ных-экономистов был приглашен для преподавания политэкономии наследнику престола цесаревичу Николаю.

Немалый опыт практической работы Бунге приобрел, работая с 1865 г. управляющим Киевским отделением Госбанка. В 1880 г. он был приглашен на работу в Петербург товарищем министра финансов, а с 1881 по 1886 г. занимал пост министра. После отставки, с января 1887 г. и до самой смерти в 1895 г., Н.Х. Бунге был председателем Кабинета министров. Черты Бунге-реформатора :

  • Для него был характерен не «узкий финансизм», а широкий, комплексный подход к экономическим и финансовым проблемам, которые он тесно увязывал с социальной политикой государства.
  • Целью финансовой и экономической политики он считал не столько наполнение госбюджета, сколько повышение благосостояния низших сословий, ибо от этого в решающей степени зависело процветание государства. С этой целью осуществил ряд кардинальных мер по облегчению налогового бремени крестьянства.
  • Всегда соразмерял свои реформаторские планы с реальной обстановкой, общественным мнением, умел выждать, отступить, пойти на компромисс. Задуманные реформы готовил тщательно, без спешки.

Программа экономической и финансовой политики. Свою преобразовательную деятельность Н.Х. Бунге начинал в неблагоприятных условиях. Прежде всего сказывались тяжелые финансовые последствия Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. - огромный дефицит бюджета, обесценение рубля. Государственный долг на 1 января 1881 г. составил 6 млрд руб. - сумма для того времени астрономическая. С 1881 по 1883 г. Россия пережила экономический кризис, с 1883 по 1887 г. - депрессию. 1880-е гг. также характеризовались локальными неурожаями; положение в деревне усугублялось сокращением земельных наделов из-за быстрого роста сельского населения, увеличением числа безземельных хозяйств, тяжелым налоговым бременем.

По поручению Александра II, который относился к Бунге с большим уважением, последний в 1880 г., будучи товарищем министра финансов, подготовил программную записку о задачах экономической и финансовой политики на ближайшие годы. Она включала следующие основные положения:

  • 1. Сокращение расходов на госаппарат.
  • 2. Прекращение выпуска бумажных денег, постепенное сокращение их количества до довоенного уровня.
  • 3. Организованное переселение малоземельных и безземельных крестьян на неосвоенные казенные земли.
  • 4. Упорядочение налогов: отмена подушной подати, соляного налога и паспортного сбора; снижение выкупных платежей. Для компенсации потерь предусматривалось увеличение государственного поземельного налога, взимаемого с неподатных сословий, увеличение налога на городскую недвижимость, установление налогов на лиц свободных профессий (адвокатов, врачей, архитекторов, художников и т.п.), на торговые и промышленные предприятия и денежные капиталы. Эти изменения Бунге рассматривал как мероприятия, подготавливающие введение подоходного налога.
  • 5. Издание законов для содействия промышленности и торговле.
  • 6. Упорядочение финансовой стороны дела в железнодорожном строительстве, чтобы прекратить расточительство государственных средств.

Эта программа была принята. И когда в 1881 г. министр финансов А.А. Абаза вместе с другими либеральными министрами подал в отставку, на его место с одобрения Александра 111 был назначен Н.Х. Бунге.

Налоговые реформы. Податной политике Бунге уделял приоритетное внимание. Наибольшее беспокойство министра финансов вызывали выкупные платежи. Их непомерная тяжесть для крестьян выявилась сразу после начала реформы. Уже за первые пять лет - 1862-1866 гг. - недоимки составили 7,9 млн руб. 1 Тогдашний министр финансов М.Х. Рейтерн организовал выяснение причин недоимок, и оказалось, что выкупные платежи значительно превышают доходность крестьянских хозяйств. В 1880 г. недоимки составили 20,5 млн руб., в 1881 - 23,4 млн .

В апреле 1881 г. Госсовет принимает решение о переводе всех бывших помещичьих крестьян на «обязательный выкуп», о сложении недоимок по выкупным платежам на 14 млн руб. и о понижении выкупных платежей на 9 млн руб. в год (позднее сумма ежегодного понижения составила 12 млн руб.). В связи с коронацией Александра 111 в 1883 г. было списано еше 13,8 млн руб. недоимок по указанным платежам, в 1884 г. - 2,3 млн руб.

Еще одной «головной болью» министра финансов была подушная подать. В марте 1882 г. Бунге представил в Государственный совет записку «О замене подушной подати другими налогами», в которой обосновал невозможность дальнейшего затягивания отмены подати. По подушной подати постоянно накапливались недоимки, которые время от времени списывались. Так, в 1880 г. списали 7 млн руб.; в 1881 г. недоимки составили 10,7 млн руб. Госсовет утвердил предложенную Бунге поэтапную отмену подушной подати. С 1883 г. прекращалось взимание подати с категорий населения, наиболее обремененных налогами. С 1 января 1887 г. взимание подушной подати было прекращено со всех остальных плательщиков .

За 1882-1887 гг. поступление подушной подати уменьшилось с 54,8 млн руб. до 1,3 млн 1 .

Для компенсации потерь Бунге ввел ряд новых налогов и увеличил прежние. В частности, увеличен на 52,5% поземельный налог, введенный в 1875 г.; повышен на 46% налог на недвижимое имущество в городах; преобразована система промыслового обложения, даны некоторые льготы мелким торговцам и ремесленникам; в 1885 г. введен 3%-й налог с чистой прибыли акционерных компаний; в этом же году установлен 5%-й налог на доходы с денежных капиталов; в 1887 г. введен 5%-й налог на гарантированные правительством доходы с акций частных железных дорог; введена пошлина на имущество, переходящее по наследству, что вызвало острое недовольство дворянства.

В 1885 г. в связи с изменениями в налоговой системе и ее усложнением Бунге учредил особый институт податных инспекторов при губернских казенных палатах. Они призваны были выявлять подлежащие обложению доходы с недвижимости и других объектов.

Податные реформы Бунге получили высокую оценку либеральной общественности. Например, известный либеральный публицист С.Н. Южаков считал, что действия Бунге облегчили положение народа и спасли его от окончательного разорения. Современный историк В.Л. Степанов указывает, что налоговые реформы Бунге «положили начало модернизации российской системы налогообложения и тем самым способствовали процессу индустриализации страны» .

Преобразования в банковском деле. Бунге продолжал развивать систему государственного кредитования народного хозяйства, так как казенные кредиты издавна пользовались в России большим доверием, нежели частные. Расширялось кредитование через Государственный банк, который стабильно удерживал учетную ставку на уровне 6% и лишь в 1886 г. снизил ее до 5%. В 1881 - 1884 гг., несмотря на промышленный кризис, выдача кредитов возросла со 180 млн руб. до 204 млн.

Под руководством Бунге в первой половине 1880-х гг. в России сложилась система государственного ипотечного кредита. В эти годы помещики продолжали закладывать малодоходные имения в акционерных земельных банках, но своевременно их не выкупали, что приводило к продаже заложенных земель. Например, с 1873 по

1882 г. было продано 23,4 млн десятин. У Бунге возникла идея организовать дешевый кредит для крестьян, чтобы они стали основными покупателями помещичьей земли. Министерство финансов подготовило проект образования Крестьянского банка , который был утвержден императором 18 мая 1882 г. Основными положениями закона о Крестьянском банке были следующие: 1) ссуды выделяются всем желающим крестьянам независимо от их имущественного положения под 6% годовых; 2) размер ссуды составляет 75% от стоимости приобретаемой земли; 3) сроки выплаты ссуды устанавливаются от 24 до 34 лет; 4) банк является самостоятельным кредитным учреждением и находится в ведении Министерства финансов.

В течение 1883-1885 гг. в России было открыто 25 отделений Крестьянского банка; сумма ссуд за это время возросла с 864 тыс. до 14 млн руб., количество купленной земли - с 18,2 тыс. до 318 тыс. десятин 1 . С 1886 г. продажа земли сокращается в связи с созданием Дворянского банка. Всего за первые 13 лет существования Крестьянского банка крестьяне купили при его содействии

  • 2411,7 тыс. десятин земли .
  • 3 июня 1885 г. Александр 111 подписал указ о сознании Дворянского поземельного банка; тем самым завершилось формирование системы ипотечного кредита. Этот банк также действовал под эгидой Министерства финансов и выдавал ссуды под залог земельной собственности в размере 60% стоимости имений на срок от 36 до 48 лет при ежегодной уплате 5%. Таким образом, условия Дворянского банка были чрезвычайно льготными. Однако, как показала последующая практика, они не смогли приостановить процесс сокращения помещичьего землевладения.

Сразу же возник большой спрос на кредиты. В 1886 г. в 25 отделениях Дворянского банка помещики получили 68,8 млн руб., в 1887 г. - 71,1 млн руб. Однако заемщики не всегда использовали кредиты по назначению, нередко они «проедались» или запускались в биржевые спекуляции, стали расти недоимки по процентам. Тем не менее в 1889 г. ссудный процент был понижен до 4,5. Помещики, которые не могли или не хотели организовать прибыльное хозяйство, продавали свои земли через Дворянский банк. Покупателями становились дворяне (до 50%), крестьяне (до 20%), купечество и мещане (до 10%) и представители других сословий.

Наряду с развитием государственного кредита Бунге уделял внимание и частному. Он считал, что накопление финансовых средств в банках и сберегательных кассах позволит уменьшить зависимость страны от иностранного капитала. В 1883 г. были сняты запреты с учредительства коммерческих банков. Хотя это не привело к росту количества банков, но вклады в них значительно выросли. Например, до конца 1892 г. возникло лишь 6 новых банков, но вклады за это время увеличились с 214 до 301 млн руб. 1 Госбанк постоянно поддерживал коммерческие банки своими финансовыми средствами.

Бунге активно содействовал развитию в России сети сберегательных касс. В мае 1881 г. был повышен процент по вкладам с 3 до 4, что способствовало притоку в кассы новых вкладов. В 1884 г. Минфин предоставил право создавать сберкассы при губернских и уездных казначействах, а отделения их - во всех городах и крупных поселках. Если в 1880 г. в стране было всего 76 сберкасс, то в 1886 г. - 554 кассы, 306 тыс. вкладчиков и 44 млн руб. вкладов .

Таким образом, была поднята на новый уровень кредитная система России, которая находилась под контролем государства и строго регламентировалась соответствующим законодательством. Это создавало определенные гарантии коммерческим банкам, в том числе и вкладам граждан.

Другие преобразования Бунге в финансовой сфере. Продолжая курс М.Х. Рейтерна, Бунге последовательно проводил политику покровительственных тарифов. В 1882 г. были повышены ввозные таможенные пошлины на сырье и фабрикаты и в незначительной степени на готовые изделия. В 1884 г. увеличены пошлины на чугун, уголь, торф; в 1885 г. - на рыбу, вина, чай, растительное масло, шелк, сельхозмашины, железо и сталь; проведено общее повышение тарифов от 10 до 15%. Если в 1881 г. пошлина по всем границам России составляла 16,5% стоимости ввезенных товаров, то в 1886 г.-27,8%.

При Бунге стал форсироваться вывоз хлеба, который продавался в Германию, Англию, Голландию, Францию, Италию, Бельгию. В 1881-1885 гг. экспорт хлеба возрос с 208 млн до 344 млн пудов.

Для укрепления курса рубля Бунге с 1881 г. прекратил денежную эмиссию и приступил к изъятию из обращения необеспеченных денег. Была вновь разрешена чеканка серебряной монеты, хотя Бунге понимал, что России необходимо переходить на золотой монометаллизм ; однако для этого требовалась большая подготовительная работа и увеличение золотого запаса.

Рабочее законодательство. Н.Х. Бунге был одним из немногих государственных деятелей России, кто понимал необходимость разработки законов по рабочему вопросу. Он считал, что правовое регулирование взаимоотношений между предпринимателями и рабочими должно способствовать: 1) устранению причин конфликтов на предприятиях, спаду стачечного движения; 2) уменьшению предпосылок для социалистической пропаганды среди рабочих; 3) улучшению условий труда на промышленных предприятиях и повышению производительности труда рабочих. К разработке соответствующего законодательства побуждал также рост рабочего движения в 1870-х - начале 1880-х гг.

Первым был разработан закон об ограничении рабочего дня для детей и подростков и создании фабричной инспекции для контроля за выполнением закона. Предусматривалось запрещение труда детей до 12 лет, ночной работы для детей 12-14 лет, ограничение рабочего дня подростков 10 ч, обязательное посещение детьми школы. Под давлением предпринимателей введение в действие закона было отсрочено на год (до 1 мая 1884 г.). В 1885 г. издан закон о запрещении ночного труда для женщин и подростков до 17 лет на предприятиях текстильной промышленности.

В 1881-1886 годах министром финансов России был Николай Бунге – яркий представитель либеральных общественных и государственных деятелей России, ученый-экономист, педагог. Происходил он из дворян, окончил юридический факультет Киевского университета. С 1850 года был там профессором политической экономии и статистики, а позже – ректором.

Автор многих научных трудов, эксперт Редакционных комиссий по подготовке реформы 1861 года и разрешению крестьянского вопроса. Опыт финансовой деятельности и репутацию талантливого администратора Бунге приобрел в 60-е годы, успешно управляя, как уже упоминалось, Киевской конторой Госбанка.

Программа Николая Бунге выгодно отличалась своей социальной направленностью, ибо он видел глубокую связь между улучшением финансового положения страны и повышением благосостояния народа, и включала разработку фабрично-заводского законодательства, создания рабочих ассоциаций, привлечения трудящихся к участию в прибылях предприятий. Его политическим идеалом была самодержавная монархия, основанная на законности, гласности и развитии местной общественной инициативы.

БУНГЕ Николай Христианович , российский государственный деятель, экономист, действительный тайный советник (1885), академик Петербургской Академии Наук (1890). Дворянин. Окончил юридический факультет Университета Святого Владимира в Киеве (1845). Преподавал в лицее князя Безбородко в Нежине (1845-50) и Университете Святого Владимира (1850-80, ректор в 1859-62, 1871-75 и 1878-80). Входил в состав редакционных комиссий (1859-60), а также комиссий по преобразованию кредитной системы (1859-60), разработке университетского устава (1861). Управляющий Киевской конторой Государственного банка (1862-1880). В 1863-64 годах преподавал науку о финансах цесаревичу Николаю Александровичу, в 1886-89 - политическую экономию и финансы будущему императору Николаю II. В 1840-50-е годы был сторонником экономического либерализма, в 1860-х годах признал необходимость государственного вмешательства в экономическую жизнь. Резко критиковал социалистические идеи, в особенности марксизм. Основатель киевской школы экономистов (А. Д. Билимович, Д. И. Пихно и др.), которые отрицали трудовую теорию стоимости и социалистическую доктрину, подчёркивали необходимость социальных реформ, уделяли преимущественно внимание вопросам экономической политики государства.

Принадлежал к числу «либеральных бюрократов», входил в ближайшее окружение М. Т. Лорис-Меликова. Член Государственного совета (1881). После отставки А. А. Абазы назначен императором Александром III управляющим Министерством финансов (в 1880-1881 товарищ министра). С 1882 года министр финансов. Проводил политику усиления государственного вмешательства в экономику: повышены ввозные таможенные пошлины, увеличен экспорт хлеба, расширен контроль над частными банками, выкуплены в казну несколько нерентабельных частных железных дорог, велось строительство новых государственных железных дорог. Вместе с тем Бунге возражал против введения винной и табачной монополий, огосударствления всех частных железных дорог. Стремился к сокращению расходов на государственный аппарат, армию и флот, призывал к проведению мирного внешнеполитического курса. Был сторонником повышения жизненного уровня и укрепления правового статуса «низших классов». По инициативе Бунге для помощи крестьянам в покупке земли основан Крестьянский поземельный банк (1882), вводилось фабричное законодательство, бывшие помещичьи крестьяне переведены на обязательный выкуп, выкупные платежи понижены (1881/82), оброчная подать с государственных крестьян заменена выкупными платежами (1886), отменена подушная подать в Европейской России (с 1887). Бунге предлагал упразднить круговую поруку и смягчить паспортный режим, сковывавший свободу передвижения крестьян. Выступал против финансовых льгот поместному дворянству и учреждения Дворянского земельного банка (1885). Пытался реформировать систему налогообложения на подоходной основе и перенести часть податного бремени на «достаточные» сословия: установил налоги с наследства (1882) и на доходы от денежных капиталов (1885), повысил налог на городскую недвижимость (1883) и государственный поземельный налог (1884), преобразовал торгово-промышленное обложение (1884-85), учредил податную инспекцию (1885). С целью сбалансирования бюджета увеличил гербовые сборы, акцизы с сахара, табака и спиртных напитков, а также выдвинул концепцию денежной реформы, которая предусматривала переход к золотому монометаллизму (смотри в статье Денежные реформы). Уволен в отставку 1(13).1.1887 под давлением консервативных кругов (М.Н. Каткова, В. П. Мещерского, Н. П. Победоносцева, Д. А. Толстого). В 1887-95 годах председатель Комитета министров, выступал против политики «контрреформ» 1880-90-х годах и курса на консервацию сельской общины. В 1892-95 годах вице-председатель Комитета Сибирской железной дороги.

В своём политическом завещании - записке «Загробные заметки» (предназначалась для императора Николая II; опубликована в сборниках: «Река времён», книга 1, 1995; «Судьбы России», 1999) предложил осуществить дальнейшее реформирование налоговой системы, укрепить собственность крестьян на надельные земли и облегчить их выход из общины, организовать массовое переселение малоземельных крестьян в Сибирь и Среднюю Азию, сделать рабочих пайщиками частных предприятий, разрешить создание рабочих ассоциаций, привлечь земских представителей к обсуждению законопроектов в Государственном совете, учредить единое правительство по образцу европейских кабинетов, применять гибкие методы при решении национальных проблем на окраинах империи, отказаться от курса на ограничение прав иудеев. Эти идеи оказали влияние на правительственную политику конца 19 - начала 20 века, прежде всего на реформаторскую деятельность С. Ю. Витте и П. А. Столыпина.

Награждён орденами Святого Александра Невского (1883), Святого Владимира 1-й степени (1895) и др.

Соч.: Теория кредита. К., 1852; Основания политической экономии. К., 1870; Очерки политико-экономической литературы. СПб., 1895; О финансовом положении России // Судьбы России. СПб., 1999.

Лит.: Кованько П. Л. Главнейшие реформы, проведенные Н. Х. Бунге в финансовой системе России. К., 1901; Степанов В. Л. Н. Х. Бунге: Судьба реформатора. М., 1998.