Склонение одушевленных и неодушевленных существительных. Что такое категория одушевленности

В русском языке существует понятие одушевленности. Если выразиться образно, то с точки зрения русского языка, одни объекты более живые, чем другие. Такое положение вещей может показаться странным, но давайте попробуем разобраться и для начала рассмотрим термин. Если вы уже знакомы со словообразованием в русском языке, то легко найдете корень красивого слова "одушевленность". Корень -душ-. Однокоренные слова: душа, душевный.

Душа - это жизнь. Одушевленными существительными обозначаются обозначаются те объекты, в которых есть жизнь, пульс, дыхание. Например. Человек, ребенок, кошка, птица - биологически живые объекты, стало быть, они одушевленные. Студент, музыкант, библиотекарь, политик (хотя с этим фактом многие спорят) - тоже одушевленные существительные. Дельфин, медведь, попугай - одушевленные.
Стол, кофе, деревья, город, кирпич - неодушевленные существительные.

К одушевленным существительным мы задаем вопрос "кто?" (кого? кому? кем?)

- Я слышал как хлопнула дверь. Кто это?
- Это пришла мама.

К неодушевленным существительным мы задаем вопрос "что?" (чего? чему? чем?)

Знание об одушевленности и неодушевленности имен существительных помогает понять падежи русского языка. Чтобы определить падеж, мы, как правило, ставим к существительным вопросы.

Именительный падеж - кто? что? - мальчик, книга
Мальчик катается на велосипеде, книга лежит на столе.

Родительный падеж - кого? чего? - мальчика, книги
Мальчика нет дома, до книги никому нет дела.

Дательный падеж - кому? чему? - мальчику, книге
Мальчику не интересно чтение, а книге, должно быть, очень скучно.

Винительный - кого? что? - мальчика, книгу
Яркая обложка привлекла мальчика, он обратил внимание на книгу.

Творительный - кем? чем? - мальчиком, книгой
Раньше с мальчиком такого не случалось - он увлекся книгой ни на шутку.

Предложный - о ком? о чем? - о мальчике, о книге
В истории о мальчике и книге многие узнают себя в детстве.

Как видите, сразу видна разница между родительным и винительным падежами, которые часто путают.

Основное, что стоит запомнить о понятии одушевленности, это то, что в живой речи одушевленность и неодушевленность примерно совпадают с понятиями о живом и неживом.

Глядя на птицу, сидящую на ветке, мы скажем:
- Кто это?
- Это зяблик.

Или о рыбе, которая плавает в реке:
- Это кто?
- Это форель.

В то же время, животные, перешедшие из категории живых существ в категорию, скажем, еды, станут неодушевленными, и та же самая форель уже станет не "кто", а "что":
- Что за рыба лежит в холодильнике?
- Это форель.

Есть не так много исключений, когда неживые объекты относятся к одушевленным. Вот они.

Существительные "покойник" и "мертвец" (исторически это связано с верой в загробную жизнь); однако, их синоним существительное "труп" относится к неодушевленным;

Шахматные фигуры: ладья, ферзь, пешка и остальные; они "ходят" и "бьют", названия их действий можно соотнести с действиями живых объектов, поэтому они тоже отвечают на вопрос "кто";

То же самое касается кукол и игрушек, поскольку они имитируют живые, одушевленные объекты.

По данной теме я хотела бы добавить кое-что в отношении грамматики. У одушевленных имен существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа множественного числа. А у неодушевлённых существительных эта форма, то есть форма винительного падежа множественного числа, совпадает с формой именительного падежа. Вы можете взять любые одушевленные и неодушевленные существительные и практиковать падежи, используя вопросы в середине этой статьи.

Имена существительные - это слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопрос кто? или что?

Предметы - это общее название всех вещей, растений, названий, животных, людей, явлений природы и так далее. Все предметы, так же как и имена существительные, отвечают на вопрос кто? или что? Например:

комар, стол, врач, дом

Для связи с другими словами у имён существительных изменяются окончания, например:

лежит ручка , нет ручки , ищу ручку , рассказываю о ручке

Собственные и нарицательные имена

Имена существительные делятся на нарицательные и собственные. Нарицательные имена - это существительные, называющие однородные предметы, например:

город, собака, мальчик

Собственные имена - это существительные, обозначающие индивидуальные названия, выделяющие предмет из группы однородных, например:

Москва, Дружок, Пётр

Все собственные имена пишутся с большой буквы.

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

Все существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые . К одушевлённым относятся существительные, обозначающие людей и животных. Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Например:

КТО? комар, слон, врач, Женя

К неодушевлённым относятся существительные, обозначающие всё кроме людей и животных - вещи, явления, чувства и так далее. Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что? Например:

ЧТО? чашка, стол, грусть, отъезд

Разряды существительных

Существительные, в зависимости от того, что они выражают, делятся на конкретные, отвлечённые, вещественные и собирательные.

Конкретные существительные называют конкретные предметы, которые можно посчитать. Большинство из них имеют форму единственного и множественного числа:

стол - столы, цветок - цветы, конфета - конфеты

Исключением являются слова, имеющие только форму множественного числа:

сливки, кле́щи, вилы

Отвлечённые существительные называют не конкретные предметы, а отвлечённые понятия, связанные с чувствами, состояниями, явлениями и не поддающиеся счёту:

радость, покой, любовь, страх, счастье

Вещественные существительные называют различные вещества:

нефть, соль, масло, кислород

Собирательные существительные обозначают множество однородных предметов как единое целое:

толпа, братство, бельё, стая

Тема: « Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

Тип урока: комбинированный , урок объяснения нового материала.

Цель урока: Знакомство с одушевленными и неодушевленными именами существительными.

Задачи:

    Образовательные:

    Расширить и углубить знания об имени существительном

    Познакомить учащихся с новой темой;

    Отработать навыки определения одушевленных и неодушевленных имен существительных

    Научить различать данные существительные в тексте;

    Сформировать у учащихся представления об одушевленных и неодушевленных именах существительных

    Показать связь данной темы с литературой.

    Развивающие:

    Развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

    Развитие аналитического мышления

    Развитие познавательных умений

    Развитие умений учебного труда

    Воспитательные:

    Уметь работать самостоятельно, в группе, в коллективе;

    Создать рабочую, доброжелательную атмосферу.

Сегодня мы с вами продолжим изучать имя существительное, вспомним признаки существительного, поговорим об одушевленном и неодушевленном имени существительном (домашнее задание не было задано, поэтому ничего не проверяя, приступаем к уроку).

    Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Какие признаки имеет?

Интересная часть речи

В русском языке живет:

Существительным зовется,

Всех по имени зовет.

Знает, кто - она, кто - он,

И число покажет,

Кто – живой, кто – неживой

Быстренько нам скажет.

Может измениться вдруг,

Обозначит все вокруг,

Будет в предложении

Главным, без сомнения.

2. Запись в тетрадь. Число. Классная работа. Тема урока « Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

Словарная работа.

На доске записаны слова: ап..льсин, д..ректор, трен.р, зд..ровье, к..стюм, г..рой, к..см..навт, вокзал.

Задание: переписать в тетрадь слова, вставляя вместо пропусков подходящую гласную. Что общего и различного у слов, записанных на доске? На какие группы вы можете разделить данные слова?

КТО? ЧТО?

Директор апельсин

Тренер вокзал

Космонавт здоровье

Герой костюм

Учитель: Главный вопрос нашего урока: почему к одним существительным мы задаем вопрос кто? а к другим – что?

Легко ли разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные? Не всегда.

Определение категории одушевлённости. Деление на одушевленные и неодушевленные существительные не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое.

Учитель:

Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения одушевленности совпадение падежей.

Как вы думаете КУКЛА – это одушевленное или неодушевленное существительное?

А слова МЕРТВЕЦ, ПОКОЙНИК?

Оказывается, это одушевленные имена существительные.

А слова молодежь, стая, группа, детвора, крестьянство, народ ?

- Это неодушевленные существительные.

Так как слова, обозначающие «совокупность лиц или предметов как единое целое» с точки зрения русского языка считаются неодушевленными. Эти существительные имеют форму только единственного числа, но об этом вы узнаете на следующих уроках.

Чтобы не ошибиться, определяя одушевленность существительных, я приготовила памятки, с помощью которых вам легче будет определить какое перед вами существительное. Памятки раздаются каждому ученику.

Имена существительные

одушевленные

неодушевленные

мн. число

И. куклы

Р. кукол

В. кукол

И. камни доски

Р. камней досок

В. камни доски

В. = Р.

В. = И.

3.Работа по таблице.

Давайте проверим: КУКЛА - мн.ч. КУКЛЫ

Р.- нет кукол

В.- вижу кукол В=Р – одушевленное

Во множественном числе у одушевлённых имен существительных совпадают формы В.п. и Р.п., а у неодушевлённых – В.п. и Им. П.

Задания по группам.

1) Определить одушевленное или неодушевленное существительное. Одушевленное (О) / неодушевленное (Н) существительное.

Мичман (О) Ветеран (О) Трамвай (Н)
Гирлянда (Н) Дуб (О) Шофер (О)
Плакат (Н) Аппарат (Н) Ровесник (О)
Катер (Н) Почтальон (О) Диспетчер (О)
Пиджак (Н) Клоун (О) Медведь (О)
Гроза (Н) Сестра (О) Мороз (Н)
Петух (О) Юноша (О) Ромашка (Н)
Народ (Н) Ворона (О) Метель (Н)

2)Определить род, число, падеж существительных.

ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
в феврале – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
в лесу – неодуш., м.р., ед.ч., П.п.
след – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
дороги – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
тропинка – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
с неба – неодуш., ср.р., ед.ч., Р.п.
свет – неодуш., м.р., ед.ч., И.п.
луны – неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.
пороша – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
на белизне – неодуш., ж.р., ед.ч., П.п.
мерцание – неодуш., ср.р., ед.ч., И.п.
звезд – неодуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
в ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., П.п.
охотники – одуш., м.р., мн.ч., И.п.
засады – неодуш., ж.р., мн.ч., В.п.
на волков – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
на лисиц – одуш., ж.р., мн.ч., Р.п.
на зайцев – одуш., м.р., мн.ч., Р.п.
равнина – неодуш., ж.р., ед.ч., И.п.
поляны – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.
зал – неодуш., м.р., ед.ч., В.п.
ночи – неодуш., ж.р., мн.ч., И.п.

4.Физминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем – глубоко вдохнем,

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Руки плавно опустили,

И про глазки не забыли,

Раз, два, три, четыре,

раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули

Всем улыбки подарили,

Потихонечку все сели.

5.Сценка.

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы,

Испугалася коза,
Растопырила глаза:

"Что такое? Почему?
Ничего я не пойму".

Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:
"Эй, держи, держи, держи, держи, держи!"

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
"Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!"

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...

Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь! - натыкаются,
И стаканы - дзынь! - разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
"Вы куда? куда? куда? куда? куда?"

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...

А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
"Уходите, бегите, спасайтеся!"

И в железную трубу:
"Бу-бу-бу! Бу-бу-бу

Запись в тетради:

Олицетворение- это наделение неодушевленных предметов живыми качествами.

К неодушевлённым существительным относятся названия предметов и явлений реальной действительности, не относимых к живой природе, а также названия всех растений (хотя при их описании применяют слова, привычные для живых существ - они "рождаются", "дышат", "развиваются", "цветут", "размножаются" и "умирают", но не способны передвигаться).

К одушевлённым существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, т.е. живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр.), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет и пр.), что связано с олицетворением этих предметов в игре.

6. Я сейчас буду диктовать слова, а вы определите одушевленные они или неодушевленные. Если слово одушевленное, поднимайте правую руку с красной карточкой. Если слово неодушевленное – левую с синей карточкой.

Учитель диктует слова: малина , воробей, сорока , горох, земляника , собака , берёза, помидор , медведь, корова, картофель, кукла, толпа .

7. «Третий лишний», найдите лишнее слово в строке и запишите его в тетрадь.

1. ДЕТИ, СТОЛ, САНКИ

2. ДРОВА, СУГРОБ, СНЕГОВИК

3. БАРСУК, ДЯТЕЛ, СНЕЖИНКИ

4. ЗИМА, КУКЛА, ЛИСА

Учащиеся находят лишнее слово и записывают его в тетрадь.

( Дети, снеговик, снежинки, зима )

8. Делаем выводы по уроку:

    Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? Неодушевленные – что?

    Одушевленные имена существительные мн.ч Р.п=В.п;

Неодушевленные имена существительные мн.ч И.п=В.п.

    В сказках неодушевленные предметы становятся живыми–это называется – олицетворение.

9. Рефлексия.

Мне сегодня понравилось….

Для меня сегодня было трудным…

Теперь я могу…

Я попробую…

10. Домашнее задание.

    Напишите сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

    Нарисуйте одушевленных и неодушевленных именах существительных.

11. Оценки за урок.

12. Спасибо за внимание.

Понятие об имени существительном. Признаки имён существительных. Разряды имён существительных

1. Имя существительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

2. Основные признаки имени существительного.

Общее грамматическое значение — это значение предмета, то есть всего того, о чём можно сказать: это кто? или это что? Это единственная часть речи, которая может обозначать всё, что угодно, а именно:

1) названия конкретных вещей и предметов (дом, дерево, тетрадь, книга, порт-фель, кровать, лампа);

2) названия живых существ (чело-век, инженер, девочка, юноша, олень, комар);

3) названия различных веществ (кислород, бензин, свинец, сахар, соль);

4) названия различных явлений природы и общественной жизни (буря, мороз, дождь, праздник, война);

5) названия отвлечённых свойств и признаков (свежесть, белизна, синева);

6) названия отвлечённых действий и состояний (ожидание, убийство, бег).

Морфологические признаки имени существительного — это род, число, падеж, склонение. Имена существительные

1) принадлежат к одному из четырёх родов — мужскому, женскому, среднему, общему, но не изменяются по родам: океан, река, море ; см. ;

2) изменяются по числам: океан — океаны, река — реки, море — моря ;

3) изменяются по падежам: океан — океана, океану, океаном и т.д.; см.

Изменение по падежам и числам называется склонением . См.

Начальная форма существительного — именительный падеж единственного числа.

Синтаксические признаки: в предложении имена существительные чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения:

Книга делает человека хозяином вселенной (П. Павленко) — подлежащее ;
Вся жизнь человечества оседала в книге (А. Герцен) — дополнение ;
Книга — хранилище знаний (Б. Полевой) — именная часть составного сказуемого ;
Сырость от земли начинала холодить бок (А. Гайдар) — несогласованное определение ;
Над седой равниной моря ветер тучи нагоняет (М. Лермонтов) — обстоятельство места ;
Не забудет народ-победитель беззаветных героев своих (В. Лебедев-Кумач) — приложение .

Существительное в предложении может выступать в роли обращения (не является членом предложения): Люся , я тебя жду!

3. По характеру лексического значения существительные делятся на два разряда:

  • нарицательные существительные — это существительные, которые называют класс однородных предметов: стол, мальчик, птица, весна ;
  • собственные существительные — это существительные, которые называют единичные (индивидуальные) предметы, к которым относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, морей, океанов, озёр, гор, пустынь (географические названия), названия книг, картин, кинофильмов, журналов, газет, спектаклей, названия кораблей, поездов, различных организаций, исторических событий и т.п.: Александр, Жучка, Россия, Астрахань, Волга, Байкал, «Капитанская дочка» .

Примечание . Собственные имена существительные имеют ряд особенностей.

1) Имена собственные могут состоять из одного слова (Москва, Каспий, Кавказ, «Мцыри» ) или из нескольких слов (Нижний Новгород, Новый Орлеан, Василий Андреевич Жуковский, «Война и мир», Восточно-Сибирское море ).

2) Имена собственные пишутся с большой буквы (Тула, Альпы ).

3) Названия (заглавия) книг, газет, журналов, кинофильмов, картин, кораблей, поездов и т.п. пишутся с большой буквы и, кроме того, выделяются кавычками (роман «Евгений Онегин», картина «Утро в лесу», теплоход «Василий Суриков» ).

4) Имена собственные не употребляются во множественном числе и не сочетаются с именами числительными (кроме случаев обозначения разных предметов и лиц, называющихся одинаково: У нас в классе две Иры и три Оли ). Город Набережные Челны.

5) Собственные существительные могут переходить в нарицательные, а нарицательные — в собственные, например: Нарцисс (имя юноши-красавца в древнегреческой мифоло-гии) — нарцисс (цветок); Бостон (город в США) — бостон (шерстяная ткань), бостон (медленный вальс), бостон (карточная игра); труд — газета «Труд».

4. По значению имена существительные делятся на четыре основных разряда:

  • конкретные — это существительные, которые называют конкретные предметы живой и неживой природы (изменяются по числам, сочетаются с количественными числительными). Например: стол (столы, два стола ), ученик (ученики, два ученика ), гора (горы, две горы );
  • вещественные — это существительные, которые называют различные вещества, однородную массу чего-либо (имеют только одну форму числа — единственного или множественного; не сочетаются в количественными числительными; сочетаются со словами много, мало , а также с различными единицами измерения). Например: воздух (нет множественного числа; нельзя сказать: два воздуха , но можно: много воздуха, мало воздуха; два кубометра воздуха ), грязь (нет множественного числа; нельзя сказать: две грязи , но можно: много грязи, мало грязи; два килограмма грязи ), чернила (нет единственного числа; нельзя сказать: пять чернил , но можно: много чернил, мало чернил, двести граммов чернил ), опилки (нет единственного числа; нельзя сказать: пять опилок , но можно: много опилок, мало опилок; полкилограмма опилок );
  • отвлечённые (абстрактные) — это существительные, которые называют абстрактные явления, воспринимаемые мысленно (имеют только единственное или только множественное число, не сочетаются с количественными числительными). Например: сострадание (нет множественного числа; нельзя сказать: два сострадания ), теплота (нет множественного числа; нельзя сказать: две теплоты ), горечь (нет множественного числа; нельзя сказать: две горечи ), хлопоты (нет единственного числа; нельзя сказать: пять хлопот );
  • собирательные — это существительные, которые называют множество одинаковых предметов как одно целое (имеют только форму единственного числа; не сочетаются с количественными числительными). Например: молодёжь (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две молодёжи ), учительство (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два учительства ), зверьё (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: два зверья ), листва (нет множественного числа, хотя обозначает множество; нельзя сказать: две листвы );
  • единичные — это существительные, которые являются разновидностью вещественных существительных. Эти существительные называют один экземпляр тех предметов, из которых состоит множество. Например: жемчуг — жемчужина, картофель — картофелина, песок — песчинка, горох — горошина, снег — снежинка, солома — соломина .

5. По типу обозначаемых предметов существительные делятся на два разряда:

  • одушевлённые существительные, которые называют предметы живой природы, к ним задаётся вопрос кто?: отец, мать, соловей, кошка, муха, червяк ;
  • неодушевлённые существительные, которые называют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что?: страна, камень, смех, снег, окно .

Примечание . Иногда бывает трудно разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные.

1) Одушевлёнными главным образом являются существительные мужского и женского родов. Одушевлённых существительных среднего рода очень мало (дитя, животное, лицо в значении «человек», млекопитающее, насекомое, страшилище, существо в значении «живой организм», чудовище ).

2) Одушевлённые и неодушевлённые существительные имеют особенности в склонении:

  • у одушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа (у одушевлённых существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе): В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч.

Ср.: мать — вижу матерей (мн.ч. В.п.), нет матерей (мн.ч. Р.п.); отец — вижу отцов (мн.ч. В.п.), нет отцов (мн.ч. Р.п.); вижу отца (ед.ч. В.п.), нет отца (ед.ч. Р.п.);

  • у неодушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (у существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа): В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.

Ср.: страна — вижу страны (мн.ч. В.п.), здесь есть страны (мн.ч. И.п.); камень — вижу камни (мн.ч. В.п.), здесь есть камни (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), здесь есть камень (ед.ч. И.п.).

3) Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе. Например, существительное полк обозначает совокупность людей, но это неодушевлённое существительное (В.п. = И.п.: вижу полк — здесь есть полк ). То же самое можно наблюдать на примере существительного микроб. С точки зрения биологии, это часть живой природы, но существительное микроб неодушевлённое (В.п. = И.п.: вижу микроб — здесь есть микроб ). Существительные мертвец и труп являются синонимами, но существительное мертвец является одушевлённым (В.п. = Р.п.: вижу мертвеца — нет мертвеца ), а существительное труп является неодушевлённым (В.п. = И.п.: вижу труп — здесь есть труп ).

Дополнительно:

Имена существительные имеют постоянный признак одушевлённости и неодушевлённости, который лежит в основе разделения существительных на два разряда. Чаще всего одушевлённые существительные называют нечто живое: людей, животных, и отвечают на вопрос кто? Неодушевлённые существительные называют, как правило, нечто неживое: предметы, явления, и отвечают на вопрос что? Но нужно помнить, что характеристика слов как одушевлённых и неодушевлённых в грамматике не вполне соответствует характеристике живого и неживого в науках о природе. Например, существительные рябина, клён, растение принадлежат в грамматике к категории неодушевлённых, тогда как гусь (с яблоками), мертвец, покойник рассматриваются грамматически как предметы одушевлённые.

Грамматическим показателем одушевлённости является совпадение формы винительного падежа множественного числа с формой родительного падежа множественного числа: знаю студенток, преподавателей - винительный падеж (сравните: нет студенток, преподавателей - родительный падеж).

Грамматическим показателем неодушевленности является совпадение формы винительного падежа множественного числа с формой именительного падежа множественного числа: вижу избы, поля, леса - винительный падеж (сравните: это избы, поля, леса - именительный падеж).

У имён существительных мужского рода (кроме слов, оканчивающихся на -а, например, юноша, папа) различение по одушевлённости/неодушевлённости последовательно проводится и в единственном числе: купил щенка - нет щенка, купил стол - это стол.

Грамматическим показателем одушевлённости/неодушевлённости несклоняемых существительных может служить падежная форма согласованного определения: видел забавных кенгуру, но разноцветные сари, забавные антраша.

У существительных женского и среднего рода, имеющих только формы единственного числа (например, студенчество, крестьянство, молодежь, детвора, треска) нет грамматических показателей одушевлённости/неодушевлённости.

Некоторые существительные могут вести себя и как одушевлённые, и как неодушевлённые. Можно сказать изучаю микробы и микробов, запускать (воздушного) змея и (воздушный) змей. В этом случае у слова в одном значении наблюдается колебание по признаку одушевлённости/неодушевлённости. Есть также слова, разные значения которых оформлены по-разному: вижу гения (человека) и ценю гений (ум), вижу дворников (людей), вижу дворники (механизм).

Таким образом, характеризуя существительное по признаку одушевлённости/неодушевлённости, нужно выбрать один из четырёх возможных ответов:

  • одушевлённое существительное;
  • неодушевлённое существительное;
  • существительное с колеблющимся признаком одушевлённости/неодушевлённости;
  • существительное не имеет грамматических показателей одушевлённости/неодушевлённости.