Боярин артамон матвеев. Артамон сергеевич матвеев Артамон сергеевич матвеев краткая биография

МАТВЕЕВ АРТАМОН СЕРГЕЕВИЧ - русский государственный и военный деятель, ближний боярин (1675 год).

Сын дья-ка Стре-лец-ко-го при-ка-за (1632-34) и Ка-зан-ско-го двор-ца при-ка-за (1636-42), вы-пол-няв-ше-го при ца-ре Ми-хаи-ле Фё-до-ро-ви-че ди-пло-ма-тич. по-ру-че-ния в Ос-ман-ской им-пе-рии и Пер-сии. Отец А. А. Мат-вее-ва. Вос-пи-ты-вал-ся при цар-ском дво-ре вме-сте с ца-ре-ви-чем Алек-се-ем, бу-ду-щим ца-рём Алек-се-ем Ми-хай-ло-ви-чем, ко-то-рый в 1671 же-нил-ся на вос-пи-тан-ни-це М. - Н. К. На-рыш-ки-ной. Стре-лец-кий го-ло-ва (на-чаль-ник) стре-лец-ко-го при-ка-за (пол-ка) в Моск. гар-ни-зо-не (с 1642); уча-ст-во-вал во вре-мя рус.-польск. вой-ны 1654-67 в оса-де Смо-лен-ска (1654-55) и Черт-ко-ва (1655), при-кры-вал от-сту-п-ле-ние рус. вой-ска под команд. кн. Г. Г. Ро-мо-да-нов-ского из-под Льво-ва (1655), уча-ст-во-вал в по-дав-ле-нии Мед-но-го бун-та 1662 и Ра-зи-на вос-ста-ния 1670-71 , в ка-че-ст-ве при-ста-ва ох-ра-нял пат-ри-ар-ха Алек-сан-д-рий-ско-го Паи-сия во вре-мя цер-ков-но-го со-бо-ра 1666-67 над пат-ри-ар-хом Ни-ко-ном.

Ле-том 1653 гла-ва по-соль-ст-ва к гет-ма-ну Б. М. Хмель-ниц-ко-му, ко-то-рый под-твер-дил же-ла-ние Ук-раи-ны вой-ти в Рус. гос-во. В со-ста-ве по-соль-ст-ва В. В. Бу-тур-ли-на уча-ст-во-вал в Пе-ре-яс-лав-ской ра-де 1654, по её окон-ча-нии на-прав-лен в Мо-ск-ву с от-чё-том. Вёл пе-ре-го-во-ры в 1656-57 с поль-ным гет-ма-ном ли-тов-ским В. К. Гон-сев-ским об из-бра-нии ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча пре-ем-ни-ком польск. ко-ро-ля Яна II Ка-зи-ми-ра. Вско-ре по-сле из-бра-ния в 1657 И. Е. Вы-гов-ско-го гет-ма-ном За-по-рож-ско-го вой-ска М. пи-сал ца-рю, что он «из-мен-ник и до-б-ра от не-го не бу-дет». Гла-ва Ма-ло-рос-сий-ско-го при-ка-за (1669-71); спо-соб-ст-во-вал из-бра-нию гет-ма-на-ми За-по-рож-ско-го вой-ска Д. И. Мно-го-греш-но-го (1669) и И. С. Са-мой-ло-ви-ча (1674). В 1-й пол. 1670-х гг. М. - наи-бо-лее влия-тель-ный че-ло-век в рус. пра-ви-тель-ст-ве: важ-ней-шие до-ку-мен-ты под-пи-сы-ва-лись «по ука-зу ве-ли-ко-го го-су-да-ря и по при-ка-зу боя-ри-на Ар-те-мо-на Сер-гее-ви-ча Мат-вее-ва». Гла-ва По-соль-ско-го при-ка-за (1671-76; од-но-вре-мен-но в 1672-76 гла-ва Ап-те-кар-ско-го при-ка-за), с 1672 околь-ни-чий, с 1675 дво-рец-кий. Осн. за-да-чей рус. внеш-ней по-ли-ти-ки по-ла-гал вхо-ж-де-ние в со-став Рус. гос-ва Пра-во-бе-реж-ной Ук-раи-ны , для осу-ще-ст-в-ле-ния это-го пла-на счи-тал воз-мож-ным вре-мен-ный от-каз от борь-бы со Шве-ци-ей за вы-ход к Бал-тий-ско-му мо-рю. Во вре-мя пе-ре-го-во-ров с Ре-чью По-спо-ли-той в 1671-1674 фак-ти-че-ски до-бил-ся за-кре-п-ле-ния Кие-ва за Рус. гос-вом. В 1673 с по-мо-щью под-ку-па ор-га-ни-зо-вал вы-да-чу рус. пра-ви-тель-ст-ву са-мо-зван-ца «ца-ре-ви-ча Си-ме-о-на» (яко-бы вы-жив-ше-го сы-на ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча и его пер-вой же-ны М. И. Ми-ло-слав-ской из ро-да Ми-ло-слав-ских), бе-жав-ше-го из Ас-т-ра-ха-ни в За-по-рож-скую Сечь. За-клю-чил 12(22).10.1675 обо-ро-нит. со-юз-ный до-го-вор со Свя-щен-ной Рим. им-пе-ри-ей про-тив Ос-ман-ской им-пе-рии. Со-дей-ст-во-вал ожив-ле-нию тор-го-вых и ди-пло-ма-тич. свя-зей с Бу-хар-ским хан-ст-вом и Хи-вин-ским хан-ст-вом, пы-тал-ся ус-та-но-вить ди-пло-ма-тич. от-но-ше-ния с Ки-та-ем, ку-да в 1675 бы-ло на-прав-ле-но по-соль-ст-во во гла-ве с Н. Г. Спа-фа-ри-ем. По ини-циа-ти-ве М. для по-вы-ше-ния ме-жду-нар. пре-сти-жа Рус. гос-ва из-ме-не-ны не-ко-то-рые по-соль-ские це-ре-мо-ниа-лы, в ча-ст-но-сти, в от-но-ше-нии ца-ря в ди-пло-ма-тич. до-ку-мен-тах вме-сто «пре-свет-лей-ший го-су-дарь» стал упот-реб-лять-ся ти-тул «ве-ли-че-ст-во», для иностр. по-слов вво-ди-лось пра-ви-ло на цар-ском приё-ме сни-мать го-лов-ные убо-ры.

Обос-но-вы-вал пра-во ди-на-стии Ро-ма-но-вых на рус. пре-стол че-рез род-ст-во с ди-на-сти-ей Рю-ри-ко-ви-чей: ру-ко-во-дил со-став-ле-ни-ем «Цар-ско-го ти-ту-ляр-ни-ка» (1672, впер-вые опубл. в 2007), «Кни-ги об из-бра-нии на цар-ст-во…» Ми-хаи-ла Фё-до-ро-ви-ча (1673, из-да-на М. А. Обо-лен-ским в 1856, 2-е изд. - 2009), был ини-циа-то-ром на-пи-са-ния Ф. А. Гри-бое-до-вым «Ис-то-рии о ца-рях и ве-ли-ких князь-ях зем-ли Рус-ской» (кон. 1668 - нач. 1669, впер-вые опубл. в «Па-мят-ни-ках древ-ней пись-мен-но-сти», т. 121, 1896). Воз-глав-лял ра-бо-ту по пе-ре-во-ду на рус. яз. «Кни-ги латин-ской о Ро-до-сло-вии ве-ли-ких рос-сий-ских кня-зей и го-су-да-рей и о срод-ст-ве их по-сред-ст-вом бра-ков с ось-мью Ев-ро-пей-ски-ми дер-жа-ва-ми…» [на-пи-са-на ге-рольд-мей-сте-ром имп. Ле-о-поль-да I Л. Ху-ре-личем (Ху-ре-ле-ви-чем) в 1673, впер-вые опубл. в ж. «Ро-ди-на», 1993, № 2].

М. - один из об-ра-зо-ван-ней-ших лю-дей сво-его вре-ме-ни, хо-ро-шо знал ан-тич-ную фи-ло-со-фию и ис-то-рию. Со-брал об-шир-ную биб-лио-те-ку, вы-сту-пал за рас-про-ст-ра-не-ние в Рос-сии тех-нич. и куль-тур-ных дос-ти-же-ний Зап. Ев-ро-пы. Ини-ции-ро-вал пе-ре-во-ды ре-лиг. и нра-во-учит. со-чи-не-ний, в т. ч. «Кни-ги из-бран-ной вкрат-це о де-вя-ти му-зах и о се-ми сво-бод-ных худо-же-ст-вах» (1672), «Кни-ги о си-вил-лах» (1673), «Хрис-мо-ло-гио-на» (1673) и др. Ор-га-ни-зо-вал пер-вый рус. ча-ст-ный те-атр, со-брав «ко-ме-дий-ную груп-пу» из собств. дво-ро-вых лю-дей и ино-стран-цев, а так-же спо-соб-ст-во-вал ор-га-ни-за-ции те-ат-ра при цар-ском дво-ре (1672).

По-сле смер-ти Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча (1676) в борь-бе с Ми-ло-слав-ски-ми М. по-тер-пел по-ра-же-ние и по-пал в опа-лу: на-прав-лен вое-во-дой в Вер-хо-ту-рье, но вско-ре об-ви-нён в кол-дов-ст-ве и рас-про-стране-нии «чёр-ных книг», ли-шён чи-нов и зе-мель (час-тич-но воз-вра-ще-ны в 1682). На-хо-дил-ся в Ка-за-ни (1676) и Пус-то-зёр-ске (1676-80) в ссыл-ке под стра-жей, из ко-то-рой ос-во-бо-ж-дён и пе-ре-ве-дён в Ок-лад-ни-ко-ву сло-бо-ду (ны-не г. Ме-зень; 1680-82), за-тем в г. Лух (1682). По-сле смер-ти ца-ря Фё-до-ра Алек-сее-ви-ча (1682) вы-зван ца-ри-цей Н. К. На-рыш-ки-ной в Мо-ск-ву. Во вре-мя стре-лец-ко-го вос-ста-ния 1682 схва-чен стрель-ца-ми в цар-ском двор-це в Крем-ле, сбро-шен ими с Крас-но-го крыль-ца на ко-пья, по-гиб.

Исторические ис-точники:

Ис-то-рия о не-вин-ном за-то-че-нии ближ-не-го боя-ри-на А. С. Мат-вее-ва, со-стоя-щая из че-ло-би-тен, пи-сан-ных им к ца-рю и пат-ри-ар-ху, так-же из пи-сем к раз-ным осо-бам, с при-об-ще-ни-ем объ-яв-ле-ния о при-чи-нах его за-то-че-ния и о воз-вра-ще-нии из оно-го. СПб., 1776.

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

После возвращения из польского похода царь Алексей Михайлович пожелал, чтоб строили жилища красивее прежнего и украшали их обоями и мебелью. Одним из первых в Москве завел себе «изящный дворец» ближний боярин царя Артамон Сергеевич Матвеев. Он стал в это время первой персоной после государя и носил титул «Царственныя большия печати и государственных великих посольских дел оберегатель». Смел по тем временам был этот Матвеев. И, как ни странно может показаться, смелость его прежде всего сказывалась не на поле брани, а дома, в быту, где он нарушал незыблемые устои предков своих.

Артамон Сергеевич Матвеев (1625-1682, Москва) – русский государственный деятель, ближний боярин великого государя, руководитель русского правительства в годы царствования Алексея Михайловича Романова.

Дом боярина Матвеева известен был всей Москве. Он стоял между Мясницкой и Покровкой, в приходе церкви Николы в Столпах, и был одним из первых каменных боярских домов в столице. В то время кирпич еще производился с большим трудом, и когда царский любимец решил перестроить и расширить свой старый дом, то в знак уважения (как гласит предание) «стрельцы и граждане послали к нему выборных с просьбою принять от них в дар камни с могил отцов и дедов». Камни эти и послужили фундаментом дому, в котором впервые в Москве после долгого перерыва зазвучала музыка.


Царица Наталья Кирилловна
Нарышкина. Парсуна, 1680-е годы.

Дело в том, что в середине XVII века на Руси музыка и музыкальные инструменты, среди прочих древних народных развлечений, были преданы проклятию самим патриархом – как язьшеские и богомерзкие. На берегу Москвы-реки не раз сжигали инструменты «бесовские»: домры, сурны, гудки, гусли, снесенные сюда отовсюду. Нелегкая участь постигала и их хозяев, коих приказано было «бить батогами нещадно».

И вот теперь, спустя четверть века, Артамон Сергеевич первым отважился внести в свой дом «органы, фиоли, скрипицы» и тешил ими не только себя и домочадцев своих, но и самого государя, «который редко посещал подданных своих», но для Матвеева делал исключение и приходил к нему, «тайно покидая дворец»: «Цари Московские почитают крайне величественным то, что они, ради внушения большего уважения своим подданным, весьма редко появляются среди народа и скрываются в постоянном глубоком уединении».

Были, конечно, у государей и в это время свои потехи: «Забава царя состоит в соколиной и псовой охоте, он содержит более трехсот смотрителей за соколами и имеет лучших кречетов на свете, которые привозятся из Сибири и бьют уток и другую дичь. Охотится он и на медведей, волков, тигров, лисиц или, лучше сказать, травит их собаками». Любил царь посмотреть на звериную борьбу и устраивал ее зимой на льду Москвы-реки, где «боролись между собой громадные английские и других пород собаки с белыми медведями из страны Самоедов». Но, хотя Алексей Михайлович и был страстным охотником, он все-таки больше всего любил слушать песни и рассказы древних стариков о прежних войнах и ратных подвигах дедов. Жили эти столетние старцы в Кремле в специальных «подклетях». «Танцы, турниры и другие общераспространенные благороднейшие упражнения у русских не допускаются вовсе», но зато государи с детства играли в игру «поистине царскую – шахматы и очень искусно развивали ею свой ум».


Церковь, построенная Артамоном Матвеевым
в подмосковной усадьбе Поярково.

Имелся в Кремле и специальный «Потешный дворец», где изредка развлекали царя и его приближенных акробаты, балансеры на проволоке, карлы и юродивые. Отец Петра I обладал очень живым умом, склонным к познанию; он много, по тому времени, читал, много писал собственноручных писем, но его жадная до впечатлений натура и беспокойный дух ощущали нехватку пищи для воображения. Вероятно, поэтому государь часто посещал дом своего ближнего боярина, где эту пищу» находил. Именно здесь, как сказывала молва, Алексею Михайловичу и приглянулась молодая пригожая свойственница Матвеева Наталья Кирилловна «прекрасная и по лицу, и по уму дочь Нарышкина, бывшего тогда в Смоленске главным начальником стрельцов». Ее-то и избрал государь второй супругой после смерти царицы Марьи Ильиничны.

«Наталья некоторое время не знала о своем счастье, пока царь несколько недель спустя, рано утром, не прислал Артамону на дом несколько бояр с придворными каретами в сопровождении небольшого отряда конницы и трубачей». Для невесты привезли царское платье: «Одеяние это, разукрашенное драгоценными камнями было до того тяжело, что она потом несколько дней жаловалась, что оно чуть не обломало ей все кости». Наталье Кирилловне исполнилось двадцать: «Это женщина в цвете лет, роста выше среднего, с черными глазами навыкате; лицо у нее кругловатое и приятное, лоб большой и высокий; вся фигура красивая, отдельные члены крайне соразмерны, голос, наконец, приятно звучный и все манеры крайне изящны».

Китайская мудрость говорит о том, что самое страшное - жить в эпоху перемен! Интересно бы найти в истории нашей страны иные эпохи, кроме перемен!

17 век, царствование Алексея Михайловича. В истории России получил он прозвище «тишайший»!

В самом деле. Царствование его мирное, сонное, без крупных военных походов, без чрезмерных катаклизмов. Все двигалось по проложенным веками рельсам.

И вдруг закончилось это «тишайшее» царствование грандиозным взрывом эпохи Петра I .

Но если приглядеться, не таким уж был внезапным этот взрыв. Ожидание близких перемен созревало в течение всего 17 века. И лучшим примером этому явилась судьба интереснейшей исторической личности - боярина Артамона Сергеевича Матвеева.

Родился он 25 мая 1625 года в Москве в старинной боярской семье. Отец его Сергей Матвеев, дьяк Посольского приказа, был русским послом в Турции и Персии.

Артамон Матвеев с 12 лет рос в царском дворце вместе с будущим русским царем Алексеем. И были они близкими друзьями.

В молодости Артамон Матвеев много воевал с Речью Посполитой и зарекомендовал себя отличным полководцем.

Именно этому человеку мы обязаны личностью Петра I. Жена боярина Матвеева Евдокия Хомутова была в родстве с родом Нарышкиных. В доме Матвеева царь Алексей Михайлович познакомился с Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая стала его второй женой и родила ему сына Петра.

Дружба Артамона Матвеева с царем Алексеем продолжалась до самых последних дней его царствования. Добрый, мягкий, нерешительный, даже какой-то домашний Алексей Михайлович не решал государственных дел без совета Артамона Матвеева.

Благодаря дипломатической деятельности Артамона Матвеева Русь начала потихоньку выползать из своего многовекового «железного занавеса». Проницательный дипломат Матвеев налаживал торговые связи и с Европой, и с Востоком. Пришел на Русь персидский шелк, начались поиски пути из России в Китай.

Благодаря Артамону Матвееву впервые на Руси появился театр. Здесь надо оценить и авторитет Матвеева и кротость Алексея Михайловича, беспредельно доверявшего своему другу. В прошлые эпохи никакие подобные зрелища были невозможны, это была еретическая, бесовская забава.

Многое во время Алексея Михайловича благодаря Артамону Матвееву было впервые. Первая типография, созданная при Посольском приказе. Первая аптека - лавка лекарственных трав, собранных тут же, на специальных огородах.

Артамон Матвеев был и писателем, и историком! Автором одного из первых, не летописных, а исторических трудов о царствовании отца Алексея Михайловича, первого из династии Романовых Михаила Федоровича. Но книги эти не сохранились.

1676 год унес жизнь русского «тишайшего» царя. А вместе с ним ушла и фортуна боярина Матеева. Завистливые царедворцы давно точили на его зуб!

В чем можно обвинить человека, так много сделавшего для России? Конечно, в колдовстве!

В поступившем патриарху доносе говорилось о том, что боярин Артамон Матвеев с доктором Стефаном, тем самым, который завел первую в России аптеку, запираются на ночь в особой палате и читают там черную книгу. И слетаются к ним нечистые духи, обольстившие прежнего «тишайшего» царя. Трудно представить, что такому доносу можно поверить. Но видимо, всем очень хотелось верить в неправедность авторитета Артамона Матвеева.

Он был лишен боярского звания и всех своих имений. Его труды были уничтожены. А сам он был сослан с семьей в глушь, в Пустозерск.

Ранняя кончина царя Федора привела к знаменитому противостоянию бояр Милославских и Нарышкиных. Пришедшая к власти партия Нарышкиных тут же вернула Артамона Матвеева в Москву, к новой государственной деятельности. Но не пошла впрок эта перемена.

Погиб Артамон Матвеев во время Стрелецкого бунта 1682 года. Пал от рук стрельцов, перешедших на сторону Милославских.

Боярин Артамон Матвеев

Артамон Матвеев (1625-1682) – боярин, выходец из Литвы, друг детства царя Алексея Михайловича, дядька юного Петра и воспитатель его матери Натальи Нарышкиной.

На портрете боярин Артамон Матвеев изображён в рыцарских доспехах. Перед нами европейский вельможа XVII в., ничем не напоминающий боярина с длинной бородой, в длиннополой одежде и высокой шапке. И это не случайно. Он был сторонником сближения России с развитыми странами Запада и заложил основы петровских преобразований.

Долгое время А.С. Матвеев выполнял ответственные поручения царя, оставаясь в незначительной должности стрелецкого головы. Сдержанность и осторожность, умение не задевать самолюбия других в сочетании с твердостью в решении вопросов государственных и справедливостью принесли Матвееву любовь и уважение современников.

Царь Алексей Михайлович был частым гостем в доме Матвеева . Существует предание, что именно здесь он впервые увидел Наталью Нарышкину, будущую царицу и мать Петра I. Наталья жила у Матвеева в качестве воспитанницы. Кстати, Матвеев приходился Нарышкиным родственником по линии жены – шотландки Марии Гамильтон из Немецкой слободы. Один из Нарышкиных был женат на её племяннице.

Общение с жителями Немецкой слободы и иностранными послами привели Матвеева к пониманию важности для России культурного и политического опыта Европы. Однако приверженность западным ценностям не вызывала у современников непринятия, поскольку увязывалась у Матвеева с национальными интересами России и её традициями.

Одним из главных дел жизни Матвеева было объединение Украины и России в 1654 г. В это время перед Россией встал сложный выбор: Украина или Прибалтика. На Украине Россия сталкивалась с Польшей, в Прибалтике – со Швецией. Бороться одновременно со всеми, чтобы получить всё Россия не могла. При царском дворе была сильная партия, настаивавшая на торговой выгоде от Прибалтики. Однако Матвеев смог убедить царя в том, что хоть Украина и не сулит прямого выхода на Запад, но более отвечает национальным интересам в целом, поскольку объединение с Украиной есть "прицепление ветви к приличному корени".

В декабре 1653 г. Артамон Матвеев в составе "великого посольства" В.В. Бутурлина прибывает в Малороссию, а 6 января 1654 г. в Переяславле гетман Богдан Хмельницкий и его старшины присягают царю Алексею. В 1669 г., вскоре после возвращения из очередной поездки в Малороссию, А.С. Матвеев становится начальником Малороссийского приказа. На Маросейке с XVII в. находилось Малороссийское подворье. Едва ли близость к палатам Матвеева – простое совпадение. Артамон Матвеев был очень популярен на Украине, где его называли "добродеем и батькой".

Взлёт и опала Матвеева

В 1669 г. умерла царица Марья Ильинична из рода Милославских, а в 1671 г. царь женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной. В том же году Матвеев становится начальником Посольского приказа, то есть министром иностранных дел. Однако в первую очередь он думает о делах государственных, и потому в сан боярина его возводят только в 1674 г. В сходном положении И.Д. Милославский , отец первой жены царя, прошёл путь от стольника до боярина в течение двух недель. Даже на вершине власти Артамон Матвеев сохранил доброе к себе отношение: в XVII в. переулок, в котором стояли его палаты, носил название Столповский . По одной из легенд название объяснялось тем, что рядом с домом Матвеева стоял столб с ящиком, в который любой мог опустить прошение на государево имя. Будучи начальником Посольского приказа и сторонником "европеизации" общественных отношений в России, Матвеев не упускал из виду Сибирь и Китай: при нём было составлено подробное описание пути из Тобольска к границе с Китаем.

Однако ни заслуги, ни бескорыстие и таланты, ни добрый нрав не способны обеспечить безбедного существования, тем более при царском дворе. После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. на престол вступает его сын от первой жены Фёдор Алексеевич. Фёдор Алексеевич принадлежит роду Милославских, и это даёт им шанс вернуть былое положение во дворце. Главное препятствие – сторонник царицы Натальи Кирилловны, "боярин Артемон". За устранение препятствия берётся Иван Михайлович Милославский, которому при поддержке царевны Софьи удаётся обвинить Матвеева в чернокнижии, поскольку более не в чем, без суда лишить боярства и имений и сослать в Сибирь. На первый взгляд обвинение кажется диким, но в том и заключался талант Милославского, чтобы делать "дикое" правдоподобным. К тому же, не надо сильно напрягаться, чтобы вспомнить, что совсем недавно людей расстреливали за отклонение от генеральной линии партии. В ссылке Матвеев с сыном Андреем провёл более шести лет, порой находясь на грани голодной смерти.

Справедливости ради нужно заметить, что были люди, которым отставка Матвеева вернула свободу, а может и сохранила жизнь. Известна челобитная Василия Репьева, датированная 1676 г. В ней говорилось: "...Боярин А.С. Матвеев взял меня поневоле. И будучи у него, многожды на комедиях на органах и на скрыпках играл неволею по ево воле." История была следующая. Василий Репьев, хороший музыкант и художник-декоратор, отказался служить в доме боярина, несмотря на все посулы и уговоры последнего. Матвеев же, желая угодить царю Алексею Михайловичу и будучи человеком властным, просто увёз его на Посольский двор, заковал в кандалы и "освобождал" только на время выступлений. Было и такое.

Возвращение из ссылки и гибель

Стрелецкий бунт 1682 г.

Изменение в судьбе Матвеева наступило после смерти царя Фёдора Алексеевича в 1682 г., когда Нарышкиным удалось добиться отстранения от престолонаследия старшего сына Алексея Михайловича Ивана, рождённого Милославской, и провозгласить царем Петра, сына Алексея Михайловича от его второй жены Н.К. Нарышкиной. В этой ситуации перевес был на стороне Нарышкиных. 11 мая 1682 г. Матвеев вернулся из ссылки. Поздравить его с возвращением пришли практически все бояре и палатные люди. Не было Ивана Михайловича Милославского, сказавшегося больным. Он хорошо понимал, что Нарышкины не простят разорения, которое учинили Милославские во время правления Фёдора Алексеевича, и не собирался сдаваться. Стрельцы были недовольны высокими налогами. На фоне этого недовольства Иван Михайлович убеждал стрельцов, что царевич Пётр избран незаконно, обещал им награды и прибавки жалованья, обвинял Нарышкиных в намерении убить царевича Ивана. Всё уже было готово к бунту стрельцов – ждали приезда Матвеева. 15 мая начался стрелецкий бунт. Матвеева на глазах царской семьи скинули в Кремле с Красного Крыльца на копья. Были убиты родные братья царицы Натальи Афанасий и Иван Нарышкины. Всё это наблюдал потрясённый юный Пётр. Царевна Софья стала регентшей при несовершеннолетних царях Иване V и Петре I.

По одной из версий, когда стрельцы в нерешительности стояли перед Красным Крыльцом, Матвеев – человек решительный, не раз смотревший смерти в глаза – пригрозил стрельцам виселицей, если они не разойдутся по добру. Дважды ошибся Матвеев: не надо было вставать поперёк разъярённой толпы стрельцов, и не виселицу они в итоге заслужили. Не зря долгое время ходила поговорка: "Что ни зубец, то стрелец". После подавления стрелецкого бунта их головы понатыкали на крепостных стенах. Но это случилось позже. А пока...

Слуга Матвеева, крещёный арап Иван, похоронил его останки у Николы в Столпах , построенном на средства Артамона Матвеева и других богатых прихожан. Так что можно считать её в какой-то степени памятником Матвееву. В своё время рядом с ним похоронили жену, сына и верного арапа Ивана.

Через три года, в 1685 г., внезапно умер Милославский, возможно, от удара. Похоронили его в том же приходе.

Развязка трагедии, начавшейся убийством Матвеева, наступила в 1698 г. после подавления стрелецкого бунта. Месть Петра I была ужасной. Вспомнив об участии Ивана Михайловича Милославского в бунте 1682 г., когда у него на глазах были убиты Матвеев и Нарышкины, приходившиеся ему дядьями, Пётр приказал вырыть его гроб, отвезти на свиньях в Преображенское село и поместить его под помостом, где рубили головы стрельцам. Дальше было еще хуже...

Недолгая память о Матвееве

Прошло время, и праправнук Матвеева, государственный канцлер граф Н.П. Румянцев, владевший домом Маросейка, 17 , поставил над могилами Матвеевых памятник в виде небольшого греческого храма. Было это в 1821 г. Памятник уничтожили в 1935 г.

Грустно сознавать, что о человеке, стоявшем у истоков петровских реформ, сделавшим многое для объединения Украины и России, обратившем свой взор на Сибирь и Китай, забыли. Никто не помнит терпеливого и опытного садовника, ухаживавшего за цветком. Помнят о нетерпеливом императоре, который дергал цветок за стебель, чтобы тот рос быстрее.