Можно ли готовить на святой воде. Что можно делать со святой водой? Можно ли умываться святой водой

Святая вода - это обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), которая чудесно приобретает особые благодатные, освящающие и исцеляющие свойства после совершения над ней особого богослужения - водоосвящения.

Освящением воды Церковь низводит на воду силой молитвы и Слова Божия благословение Господне и благодать Пресвятого и Животворящего Духа.

Воду, освященную по особому великому чину, в праздник Крещения Господня, называют «агиасма», что значит «святыня».

Св. Иоанн Златоуст говорит о богоявленской воде:

«Происходит явное знамение : эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповреждённою и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников».

А святитель Епифаний Кипрский, сравнивает изменение «естества вод» с превращением воды в вино в Кане Галилейской.

Никогда нельзя забывать, что освященная вода – это великая церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.

Всю нашу жизнь рядом с нами эта великая святыня. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.

Мы впервые окунаемся в нее в крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

В Православной Церкви святая вода имеет самое широкое применение, как источник Божией благодати в таинственном освящении всех и всего.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

Как пользоваться святой водой?

Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон. Кроме крещенской воды православные христиане используют воду, освященную на молебнах в доме или храме.

Святая вода, обычно принимается верующими натощак в небольших количествах, после утреннего молитвенного правила с особым благоговением и молитвой.
Однако, при особой нужде в помощи Божией, при недугах или нападениях злых сил, ее можно с молитвой и благоговением пить и в другое время. Святой водой можно также помазывать больные места и окроплять жилище.

В Типиконе или Минее за январь под 6 (19) числом сделано специальное примечание о крещенской воде:

«Известно же буди всем о святой воде. Яко нецыи суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради, не добре творят, ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари. Темже во всяких местех и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть. И где есть сих разум, еже не пити сея; но да увеси, яко не вкушения ради ястия нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду».

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Молитва на освящение всякой вещи


Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.

(И кропить вещь святой водой трижды).

Гермоген Иванович Шиманский пишет об употреблении освящённой воды:

"Вода, освященная в навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой агиасмой, т. е. великой святыней, потому что чрез наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имеет важное и обширное употребление у христиан. Ею окропляются дома верующих в навечерие и праздник Богоявления; верующие могут употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушают до принятия пищи, заботливо хранят ее в течение года, кропятся и знаменуются ею во здравие души и тела. Ее употребляет Церковь при освящении мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же богоявленскую воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию их. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных.

Вода, освященная по чину малого водоосвящения, называется малой агиасмой, в отличие от великой агиасмы - воды святых Богоявлений, но употребление ее еще обширнее последней. Ее употребляет Церковь при совершении разного рода чинопоследований и освятительных молитв, как-то: при освящении храмов, жилищ и всего, что служит к поддержанию нашей телесной жизни, т. е. пищи и пития. Ее употребляет Церковь при совершении молебствий, которыми благословляются наши благие намерения, а именно: при освящении нового дома, при отправлении в путешествие, пред началом добрых дел. Во всех этих случаях совершается малое водоосвящение и кропление св. водою для ободрения и благодатного укрепления верующих на предлежащие им труды и подвиги. Наконец, малое водоосвящение совершается в тяжкие времена общественных и частных бедствий, потому что Церковь в освящаемой стихии желает преподать нам благодать, избавляющую от бед, болезней и скорбей. Малое водоосвящение совершается в дни храмовых праздников пред литургией, в знак возобновления неоскудевающей благодати, сообщенной храму при его освящении".


Какая польза от принятия святой воды?

В священнической молитве при водоосвящении перечисляются дары благодати воды: грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство.

Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов - вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают.

«Когда человек употребляет просфору и святую воду, - говорил затворник Георгий Задонский , - тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

«Освященная вода, - как писал святитель Димитрий Херсонский , - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею».

В чудодейственности святой воды убеждает не только Церковное Предание, но и личный опыт верующих. Нисходящая на воду по молитвам священника Божия благодать дарует ей силу исцелять болезни, угашать страсти и ослаблять возникающие греховные влечения, освобождать от всякого зла, очищать от скверны. Святой водой освящается любая вещь из обихода православного христианина.

Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой – и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла. Святой Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу Иорданской (Крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Как освящают воду?

Водоосвящение бывает малое и великое : малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое - только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Великое водоосвящение в этот Праздник совершается дважды - в день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).

В сочельник и в самый день праздника Богоявления при освящении воды совершается один и тот же чин великого водоосвящения.

Святая вода абсолютно одинакова в оба дня – и в день Крещения, и в Крещенский сочельник.

Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Совершаемое в навечерие Богоявления 18 января водоосвящение служит памятником того, что в древности накануне Богоявления совершалось водоосвящение для крещения оглашенных.

После литургии 19 января водоосвящение совершается в воспоминание Крещения Господа, поэтому бывает торжественное шествие с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями, при колокольном звоне и пении тропаря к водным источникам.

Великое водоосвящение в основном состоит из: пения стихир «Глас Господень на водах», чтения трех паремий, прокимна, Апостола и Евангелия, мирной ектении и освятительной молитвы с прошениями об освящении воды. И, наконец, - самого освящения воды с троекратным погружением святого креста и троекратным пением тропаря Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».

Малое водоосвящение положено совершать в начале каждого месяца. На этом основании оно совершается 1-го августа и поэтому иногда называется «августовским водоосвящением». Затем малое водоосвящение совершается в преполовение Пятидесятницы в воспоминание того, что Иисус Христос учил народ о воде живой, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 10). Оно совершается также пред литургией в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и кроплением святой воды. Наконец, оно может быть совершено по желанию каждого верующего во всякое время (на дому или в храме) в соединении с молебным пением.

Малое освящение воды, так же как и великое освящение воды, восходит к глубокой древности, к первым временам Церкви.

В Постановлениях апостольских установление водоосвящения приписывается евангелисту Матфею. По свидетельству Барония (132 год), древний обычай совершать малое освящение воды, существовавший со времен апостольских, утвержден как церковный чин Александром, епископом Римским, пострадавшим при императоре Адриане. Вальсамон, патриарх Антиохийский (XII в.) в толковании на 65 правило Трулльского Собора упоминает о малом водоосвящении как о древнем обычае и объясняет, что отцы этого Собора постановили совершать малое водоосвящение в начале каждого месяца в противодействие языческим суеверным обычаям в новомесячие, державшимся долгое время среди христиан.

Окончательное образование чина малого водоосвящения приписывается Константинопольскому патриарху Фотию, жившему в IX в.

Бывает ли, что святая вода "не помогает"?

Святитель Феофан Затворник пишет: "Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,- имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)".

"Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. "Род лукавый и прелюбодейный,- говорил Спаситель о своих неверующих современниках,- ищет знамения; и знамение не дастся ему". Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о достоинстве наших помыслов и поступков".
(Архимандрит Амвросий (Ермаков))

Что делать, если святая вода испортилась?


Редко, но по разным обстоятельствам случается, что вода приходит в состояние, не допускающее внутреннее употребление. В таком случае ее следует вылить в какое-то непопираемое место, - в ручей или реку, туда, где есть течение, в нестоячую (проточную) воду, и сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление. Для нас это должно стать поводом относиться к святой воде благочестиво и аккуратно и вести более внимательную, благочестивую жизнь.


Правда ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи?


- Это не так! Купание в проруби (иордани) - это старинный добрый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.
(Архимандрит Амвросий (Ермаков))

Протоиерей Василий Изюмский. Зачем нам нужна Церковь.

Составлено с использованием статей с сайтов: Православие.Ru
Татьянин день

Святая вода и вода святых источников



Это высокая сущность, в которой таинственным образом соединены два духа: дух жизни (присущий каждой воде) и Дух Святой, Который сходит в обычную воду благодаря особому таинству, называемому водосвятием. Святая вода и вода святых источников являются сильнейшим лекарством, но лекарство это, скорее, для души, чем для тела.

Святая вода - сильнейшее лекарство. Она может помочь при любых хворях, поэтому в болезни настоятельно рекомендуется принимать святую воду.

И это опять-таки научно доказанный факт. Опыты, проведенные учеными, показали, что у разных образцов Святой воды одинаковое электромагнитное излучение, и это излучение сильно отличается от излучения воды простой и серебряной.

Оказалось, что линия на экранах приборов, регистрирующих электромагнитов излучение Святой воды, совпадает с линией, которую показывает прибор при диагностике совершенно здорового органа. А больным органам Святая вода передает свое здоровое электромагнитное излучение, таким образом исправляя «больные» частоты. Это значит, что Святой водой действительно можно излечиваться даже от очень тяжелых болезней. Причем исцеляет святая вода всех: и верующих, и неверующих, и крещеных, и некрещеных людей. Но обращаться со Святой водой нужно особо, не как с лекарством из аптеки, а как со святыней, иначе она потеряет свои уникальные свойства. Но зато при должном употреблении и искренней вере Святая вода поможет исцелить практически любые заболевания.

Как обращаться со Святой водой и как хранить Святую воду дома

Святая вода должна храниться в специально отведенном для этого месте. Если у вас дома иконы висят в «красном» углу, Святую воду лучше хранить там же, за иконами или рядом с ними. Можно поставить сосуд со Святой водой в специальный шкафчик (ящик), где хранятся свечи, ладан, церковное масло. Если же нет возможности поставить Святую воду возле икон или в отдельный шкафчик, освободите для нее полочку в шкафу или на стеллаже, а рядом поставьте иконку.

Нет смысла держать Святую воду в холодильнике. Не стоит хранить ее и рядом с продуктами.

Как правильно пить Святую воду

Пить Святую воду надо натощак после молитвы. Лучше закусывать святую воду церковной освященной просфорой.

Молитва на принятие просфоры и Святой воды

Г осподи Боже мой, да будет дар Твой святый и Святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

В обострении болезни Святую воду нужно принимать через каждый час, читая эту молитву. Кроме того, утром и вечером после принятия Святой воды нужно читать молитву Божией Матери «Целительница»:

Молитва Божией Матери «Целительница»

П риими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от бед избавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши: еще же, Госпоже Владычице Богородице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвы, которые читают при кроплении святой водой

Святую воду можно не только пить, но и окроплять дом, и вообще любую вещь. При этом надо читать молитву на освящение всякой вещи.

Молитва на освящение всякой вещи

С оздателю и Содетелю человеческого рода, дателюблагодати духовныя, Подателю вечнаг спасения, Сам, Господи, поели духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе Нашем. Аминь.

Затем кропят угол дома (вещь) Святой водой трижды. Святой водой можно окропляться самому. При этом читается Тропарь Кресту Господню.

Тропарь Кресту Господню

С паси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоем жительство.

Если вы окропляетесь богоявленской (крещенской) водой, читайте Тропарь празднику Богоявления.

Тропарь празднику Богоявления

В о Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Освящение воды в мирских условиях

Очень редко, но случаются такие ситуации, когда Святую воду негде достать, а она нужна чрезвычайно. В дороге, в глухих местах, в условиях катастрофы. В подобных обстоятельствах можно освятить воду и без священника, так называемым мирским чином. Только это должен быть действительно исключительный случай: иначе это будет оскорбление Святого Духа. К примеру, воду освящают без священника на войне, когда смертельно раненого воина нужно окрестить (если он не крещен) или причастить - принятие Святой воды считается «малым причастием». Мирским чином воду освящают только тогда, когда по-другому Святой воды не добыть.

Для освящения воды нужна чистая вода (самая чистая, которая может найтись в данных обстоятельствах) и чистая емкость - таз или миска. В крайнем случае, подойдет кувшин с широким горлышком. Если возможно, надо зажечь три свечи и поставить их по краям сосуда с освящаемой водой.

Перед освящением необходимо прочесть молитву предначинательную, «Царю Небесный», «Пресвятая Троице» и «Отче наш» (см. выше). После каждой молитвы воду трехкратно перекрестить. Затем читается молитва на освящение воды:

Молитва на освящение воды

Б оже великоименитый, творяй чудеса, им же несть числа! Прииди к молящимся рабом Твоим, Владыко: поели Дух Твой Святый и освяти воду сию, и даждь ей благодать избавления и благословение Иорданово: сотвори ю источник нетления, освящения дар, грехом разрешение, недугов исцеление, бесом погибель, противным силам неприступну, Ангельския крепости исполнену: яко да вси почерпающий ю и приемлющии от нея имеют на очищение души и тела, на исцеление вредом, в изменение страстем, во оставление грехов, в отгнание всякаго зла, на окропление и освящение домов и на всяку пользу подобну. И елика аще что в домех, или на месте правоверно живущих сия вода окропит, да отымется всяка нечистота, да избавит от всякаго вреда, ниже тамо да водворяется дух губительный, ниже воздух вредящий, да отбежит всякое мечтание и навет крыющагося врага, а аще нечто есть, еже, или здравию живущих завидит, или покою, окроплением сия воды да отразится. Яко да благословися и прославися пречестное и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Очень важно: в мирских условиях (без священника) воду освящают только, если рядом с освящающим человеком есть еще кто-то верующий. В одиночку освящать воду нельзя! Таинство водосвятия совершается в церкви - то есть в собрании верующих людей. А церковь возникает везде, где есть двое или трое верующих. «Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них».

Испить святой воды нужно и можно любому христианину. Храня в себе Божью благодать, вода освящённая в храме - святыня.

Освящают воду во всех храмах в церковный день Крещения, наделяя её нетленными благими свойствами.

С той далёкой минуты, когда Иисус Христос, войдя в Иордан, принял на себя все грехи людские, вода святая призвана нести божию благодать всем православным и мирным людям.

Относиться к воде следует уважительно и благоговейно, не употреблять сверх меры, и только в благой промысел.

Можно ли пить святую воду просто так и другие сомнения

Вместо обычной

Делать глоток нужно с благоговейной молитвой, ни в коем случае не выпивая её, как обычную воду. По канонам церкви христианского учения освященная водица есть своего рода инструментом связи с Богом, с помощью которого можно усилить молитву или обращение ко Всевышнему.

Пить не натощак?

Считается правильным пить святую воду на пустой желудок, лучше - натощак. Исключением будут тяжёлая болезнь, острое желание верующего, или его боязнь нашествия злых сил, - только в подобных случаях воды можно испить после еды.

Употреблять ли во время болезни

Глоток чудодейственной воды не раз спасал людей от болезней. Христиан, скованных недугом, не раз исцеляла крещенская вода из храма.

Известны случаи, когда пол глотка возвращали сознание безнадёжным и страждущим выздоровления.

Разрешается ли разбавляя простой водой?

Можно и даже нужно, по причине святости воды - даже малая часть способна распространить свои чудодейственные особенности на большие объёмы. Не нужно брать в церкви литры воды, можно принести немного, и в молитвенном благоговении влить в сосуд с необходимым для семьи объёмом.

А кипячёной?

Придавать кипячению или использовать для приготовления пищи святую воду запрещено. Для освящения в храмах в основном берут только пригодную для питья воду, которая при получении благодати тем более становится чистой, свежей и долго не портится.

Ежедневно?

Если порыв выпить церковную воду подразумевает выполнение ежедневного эзотерического действия или ритуала, то это христианским учением запрещается. Можно выпивать святой воды каждый день только очистив сердце в молитвенном желании приблизиться к Создателю.

Вода прошлого года?

Зная, что такая вода практически никогда не портится, и в течение нескольких лет остаётся свежей, не теряя своих божественных свойств, можно смело говорить, что пить воду прошлого года можно.

Святая вода запивая таблетки?

Лекарство лучше запивать обычной водой. Прямого запрещения запивать лекарства святой водой нет.

Однако, принимая этот божий дар всуе не стоит надеяться на преумножение свойств таблетки или снисхождение божественной помощи и исцеления.

Допускается ли некрещёным и неверующим?

Нет никаких запретов на употребление такой воды. Для некрещёного, но верующего человека, который собирается принять Таинство Крещения и благоговеет перед церковью, святая вода будет исключительным благом. Если неверующий испил святой воды, не зная, что она освящена, плохого тоже не будет. Однако же любое кощунственное обращение со святыней, в мыслях, полных злого умысла, неприятно и недопустимо.

Почему нельзя пить святую воду

Бытует мнение, что употреблять святую воду нельзя. Теоретическая составляющая данной теории в том, что батюшки, опуская при Крещении в воду тяжелый полновесный серебряный крест, превращают воду в неживую. В состав жидкости добавляются микрочастички тяжелых металлов тем самым заряжая ионами серебра, что при употреблении в больших количествах способствует развитию многочисленных тяжелых недугов. Святая вода может жечь как огонь, при чрезмерном употреблении и неблагочестивом к ней отношении.

Как пить святую воду на крещение

Сосуд со святыней лучше хранить у икон. Крещенская вода, освященная лишь два раза в год - 18 и 19 января носит название Великой Агиасмы - дара Божьему народу.

Считаясь лекарством от всех болезней души и тела, на Крещение пьётся на протяжении всего дня, а в последующие, согласно традиции, - натощак.

Хранится она круглый год, и даже больше, рядом с иконами или за ними.

Обязательно использовать святую воду, а не просто держать в доме рядом со святыми ликами.

Крещенская вода считается средством для достижения и получения божьей благодати, но пить её исключительно по причине тяжелой болезни или нерешаемых душевных неурядиц и тягостей тоже не стоит, так как она - не магическая панацея.

Набрать святой воды можно в любом храме на протяжении круглого года, малое водоосвящение происходит практически каждый день, поэтому она всегда имеется. Не существует более или менее благодатной святой воды - любая освящалась священнослужителем, в кругу верующих молящихся о милости Бога христиан, и её нельзя подвергать сравнению.

Заключение

Отношение к церковной воде должно быть особо уважительным, ведь она своего рода проводник к Всевышнему.

Жизнь, далёкая от церкви и Господа Бога, без мысли о Нём в делах, жизни, без принятия Его помощи, без работы над своей душой, никак не изменится при употреблении в питьё святой воды.

Испорченную воду нельзя выливать в канализацию. Срок её хранения может исчисляться годами, однако случается, что вода может испортиться, и её понадобится вылить. Тогда ни в коем случае не используется раковина или канализационные коммуникации.

Омывать лицо, протирая ладонью - благое действие, которое можно совершать и для себя и для своего ребёнка, даже некрещёного человека, но только не для снятия порчи или других небожественных обрядов. Нельзя умываться такой водой, как обычной из умывальника. Отношение должно быть бережным, как и полагается источнику благодати.

Незачем и омываться такой водой. Если человеческая вера нерушима, то количество воды не имеет значения, будь то одна капля или лохань. Святую воду испивают только как источник благодати, связи с Господом, с прошением о прощении грехов и исцелении болезней.

Окрестить крещенской водой нательный крестик, жилище, домашнего любимца или средство передвижения можно и нужно. Для этого существует молитва. Но подобную требу по предписанию должен совершать священник.

Наливать в миску животному святую воду нельзя.

Перед причастием и во время утренней и ночной Литургии святую воду пить не положено, однако по причине плохого самочувствия или лечения можно испросить разрешения у священнослужителя и испить немного по необходимости.

Нетрезвому пить святую воду не запрещается, но и незачем. Однако случалось, что находящегося в опьянённом состоянии человека вводят в сознание родственники, окропив святой водой и прочитав над ним молитвы о милости Господа.

Пьяному ходить в храм за водой или совершать омовение в проруби в Крещенскую ночь не желательно, но и не взять бутылку с водой, которую подержал нетрезвый будет не правильным - от этого сама вода святость не теряет. Пить из бутылки не нужно. Святая вода - это святыня, и испивать её нужно соответствующим образом.

Вода святая – обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая освящающие (благодатные) и исцеляющие свойства после совершения особого молебна, именуемого водоосвящением.

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня – святая вода (по-гречески «агиасма» – «святыня»). Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого Таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в Таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

Водоосвящение или водосвятие, бывает малое совершаемое во всякое время на водосвятном молебне, и великое. Великое водоосвящение совершается дважды в году – в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник и в самый день праздника Богоявления (Крещения Господня) при освящении воды совершается один и тот же чин.

Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в доме у каждого православного христианина. Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню.
«Освященная вода, – как писал святитель Димитрий Херсонский, – имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

Преподобный Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, преп. Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет.

Важно знать, что купание в освящённых водоёмах является лишь традицией, никакого очищения от грехов оно не несёт и не является заменой Таинству Покаяния (Исповеди). В дни церковных праздников христиане стараются участвовать в богослужениях и главном Таинстве Церкви – Святом Причащении.

Нет необходимости запасать большие ёмкости святой воды: когда она будет заканчиваться, достаточно добавить в неё обычной чистой воды, которая освятится имеющейся богоявленской.

Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная по канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Наивными выглядят утверждения о том, что святая вода приобретает свои свойства благодаря ионам серебра от серебряного креста, который священник погружает в воду во время Чина освящения воды. По этому поводу есть даже такой анекдот:
«Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги (как это бывало обычно до революции и практикуется сегодня), в месте, где ширина реки достигает километра, глубина – десяти метров, скорость течения – 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду, – деревянный?».

Освящение воды в Таинстве Крещения вообще совершается просто рукой священника. И, тем не менее, эта вода имеет все свойства, которые должна иметь святая вода.

В Православной Церкви святая вода имеет самое широкое применение, как источник Божией благодати в таинственном освящении всех и всего. Так, новорожденные младенцы (или некрещенные возрастные) через крещение в воде освобождаются от первородного греха и соединяются со Христом, становясь новой тварью. Умирает человек, останки его и последнее обиталище – гроб, кропятся святой водой в напутствие в вечность, как и место упокоения – кладбище.

Отправляется кто в путешествие, благословляется он окроплением святой водою. Перед начатием учения отроков окропляют святой водой. И основание дома, и само жилище человека непременно освящается святой водой. В церкви все имеющее священное употребление, обязательно освящается через кропление святой водою, как и сам храм при основании, при завершении строительства его и постоянно в нарочитые дни и праздники года.

Так, в храме освящается святой водой все принадлежащее алтарю и служителям алтаря – престол, жертвенник, антиминс, служебные сосуды, кресты, Евангелия, одежды алтарные, облачения священнослужителей и т.д. Освящаются также все священные предметы – иконы, кресты, хоругви, ковчежцы, колокола и прочее.

Трудно найти нечто такое, что было бы настолько необходимо людям в их земной жизни и составляло такую насущную потребность, как хлеб и вода. Хлеб – простейшая и естественная пища человека, поддерживающая и укрепляющая его силы. Воду человек употребляет для утоления жажды и приготовления пищи, омывает ею тело и используемые им вещи.

Два этих необходимейших человеку в его телесной жизни вещества оказываются для него неотъемлемыми элементами и в жизни духовной. Состоящий из многих зерен хлеб олицетворяет собой Церковь – Единую при множественности ее членов. Хлеб служит величайшему Таинству – Святому Причащению.

Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, силой молитвы и Слова Божия низводит на воду благословение Господне. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов.

Поэтому святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Верующих окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.

МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Азбука Веры

У православных верующих начался Крещенский сочельник - день накануне важного праздника Крещение Господне, называемого еще Богоявлением. Дни, предшествующие большим церковным праздникам - дни самого строгого поста.

Так и с Крещенским сочельником, в этот день верующие или стараются вообще ничего не есть и только пьют святую воду, или едят одно лишь сочиво - сваренные зерна пшеницы и риса, в которые можно добавить мед и изюм. Позади Святки - святые дни, праздничные, посвященные радости о Рожденном Христе. Впереди праздник Богоявления, установленный в честь Крещения Иисуса Христа в реке Иордан.

И чтобы внутренне, духовно, подготовить нас к празднику Крещения, Церковь накануне и устанавливает строгий пост - даже сочиво в Крещенский сочельник едят после "первой звезды", то есть после выноса свечи во время вечернего богослужения. В память о Крещении Иисуса Христа и в Крещенский сочельник, и в сам праздник Крещения Господня в храмах освящают воду.

Что же такое освящение воды? Водосвятие - это специальное чинопоследование молитв и священнодействий, сообщающих воде особые благодатные свойства. По многовековому опыту Церкви, святая вода, приемлемая с молитвой, имеет благодатную силу защищать, врачевать и освящать. Потому без святой воды не обходится ни одно богослужение. В церковной жизни святая вода повсюду: именно в освященной воде совершается Таинство Крещения, и ею же, святой водой, провожают усопшего в последний путь, окропляя на кладбище и тело, и гроб - так святыня служит защитой от темных сил.

Мы пьем святую воду, если заболели натощак, заедая просфорой, и, как сказано молитве: "Да послужит она ко причащению". Святой водой, с молитвой, обдают, благословляя, путешествующих, направляющихся в путь, и учеников перед началом нового учебного года. Ею кропят наши дома при освящении, и все предметы в храме - иконы, кресты, хоругви, колокола, все, принадлежащее алтарю и служителям алтаря - престол, жертвенник, Евангелия, одежды, облачения, словом, все. Автомобили, самолеты, подводные лодки и даже ракеты - и это тоже может подлежать освящению святой водой, если мы хотим защитить свою жизнь, обезопасить ее, получить Божье благословение.

Отсюда вопрос: откуда ей взяться в таких количествах? Два раза в год - в Крещенский сочельник и в само Крещение (Богоявление) совершается так называемое "великое освящение воды" - "великая агиасма" (по-гречески святыня). Оно сопровождается молитвой, в которой мы просим Господа: "...прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И дажь ей благодать и избавления, благословение Иорданово..."

Отцы Церкви упоминают об особых свойствах Богоявленской воды и советуют чаще прибегать к ее целительной помощи. Кроме великого освящения, для повседневных нужд существует малое освящение воды, совершаемое в храмах каждодневно - так называемая "малая агиасма". Потом этой водой освящают жилье, предметы, окропляют болящих. В отличие от святой воды малого освящения Богоявленскую воду советуют пить только натощак, с молитвой "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". Исключение можно сделать только для очень больных или при внезапно наступившем болезненном состоянии.

И, конечно, надо помнить, что использование святой воды в лечебных целях совсем не исключает обращения к врачам и лечения у них. Кстати, нет никакой необходимости запасать Крещенскую воду в промышленных масштабах: свойства этой воды таковы, что когда она начнет заканчиваться, достаточно просто добавить в нее обычную чистую воду, и она освятится уже имеющейся Богоявленской - тут действует принцип неограниченного разбавления.