Презентация на тему история джаза. Цель урока: Проследить историю возникновения джаза

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ИСТОКИ ДЖАЗА МБОУ СОШ №6 Г. Сергиев Посад Учитель: Деликамова Екатерина Николаевна

2 слайд

Описание слайда:

«В основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить» Дж. Коллиер. «Это ритм и чувство. Этому нельзя научить…» Коулмен Хокинс. «Джаз даже не всегда можно назвать музыкой – это своеобразный вид общения, это взаимный обмен человеческими эмоциями, это встречные потоки флюидов из зала и со сцены» Дейв Брубек. ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗ?

3 слайд

Описание слайда:

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДЖАЗА Джаз – вид музыкального искусства. Возник на юге США (Новом Орлеане) в конце XIX – начала XX в. в результате взаимодействия африканской и европейской музыкальных культур. Название джаз происходит от английского слова jazz, означает ободряющий выкрик у негров.

4 слайд

Описание слайда:

ЧЕРТЫ ДЖАЗА острая и гибкая ритмика, основанная на принципе синкопирования; широкое употребление ударных инструментов; сильно развитое импровизационное начало; выразительная манера исполнения, отличающая большой экспрессией, звуковой напряженностью.

5 слайд

Описание слайда:

Классический джаз (традиционный), в отличие от современного сформировался на основе множества жанровых истоков, главные из которых связаны с негритянским музицированием: это спиричуэл, рэгтайм и блюз. ЯЗЫК ДЖАЗА, ЕГО ЖАНРОВЫЕ ИСТОКИ

6 слайд

Описание слайда:

«ШОУ МЕНЕСТРЕЛЕЙ» С конца 18 в. в Америке начинает развиваться специфический жанр сатирических представлений, которые стали называться «шоу менестрелей». Белые артисты изображали жизнь и нравы чернокожего населения Америки. Со второй половины 19 в. начали появляться группы менестрелей, состоявшие уже из настоящих афроамериканцев. Из таких трупп профессиональных актеров впоследствии вышли многие известные блюзовые и джазовые музыканты.

7 слайд

Описание слайда:

СПИРИЧУЭЛ Спиричуэл в переводе с английского означает духовный. Негритянские духовные песнопения, возникшие в середине XVIII века. Негритянский спиричуэл- песни с духовным содержанием, сюжеты которых черпались из Библии. Это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается ударами в ладоши, притопыванием, непринужденными телодвижениями. Ранние спиричуэлы были хоровыми, поздние – сольные, а для классического характерно чередование варьируемых реплик солиста с ответными фразами хора. Наиболее известные: «Голубая река», «Когда я чувствую воодушевление», «Порой я чувствую себя сиротой» и другие. В 1920-е годы спиричуэл уступил место более ритмизованному и празднично-эстрадному жанру госпел (от Gospel – Евангелие).

8 слайд

Описание слайда:

РЕГТАЙМ «Регтайм» в переводе означает «рваный ритм», «рваное» время, то есть синкопирование – фортепианная пьеса развлекательно-танцевальнаго характера. Появление рэгтайма связано с бытовым музицированием конца XIX века (фортепиано было самым популярным инструментом). Своей популярностью рэгтайм обязан талантливому негритянскому пианисту и композитору Скотту Джоплину («королю рэгтаймов»). Скотт Джоплин (1868 – 1917)

9 слайд

Описание слайда:

Блюз – меланхоличная сольная песня. Название жанра означает от англ. выражения: to fell blue – «быть печальным», или blue devils – «меланхолия», «хандра». Но у слова blue есть ещё одно значение – «голубой». Отсюда и его восприятие как «меланхоличного», «скорбного», «унылого». Тексты блюзов пессимистичны, в них акцентируется тема страдания, несчастной любви, нищеты, безнадежности существования. Пелись блюзы под аккомпанемент гитары, разбитого фортепиано, иногда губной гармошки или стиральной доски (по ней ритмично водили пальцами в наперстках). Термин «блюз» вошел в обиход в 1912 году. БЛЮЗ

10 слайд

Описание слайда:

Джордж Гершвин (1898 – 1937) Классик американской музыки, роль которого сравнима с ролью основоположников национальных композиторских школ. Попытался преодолеть «развлекательность» джаза и вывести его на уровень мировой академической музыки, соединив джазовый язык с европейскими жанрами. Расширил сферу влияния джаза, скрестив его с западноевропейскими классическими жанрами оперы и концерта. НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ДЖАЗА И ЕВРОПЕЙСКОГО АКАДЕМИЗМА

11 слайд

Описание слайда:

1920-е годы «Золотой век джаза» связан с появлением «свит-оркестров» (от sweet – сладкий). Коллективы, играющие танцевальную музыку в холлах роскошных отелей и ресторанов. Проникновение в джазовую среду белых музыкантов, оркестров которых, в отличии от негритянских, назывались не джазом, а диксилендом («страна Дикси» - собирательное название южных штатов США). «ЗОЛОТОЙ ВЕК ДЖАЗА»

12 слайд

Описание слайда:

1930-е годы – одна из ярчайших кульминаций в эволюции джаза – эпоха биг-бендов («больших оркестров»), состоящих из трех духовых квартетов (трубы, тромбоны, саксофоны) и ритм-секции (гитара, фортепиано, контрабас и ударные). Важнейшее стилистическое приобретение джаза – свинг (swing – качание),то есть свободная манера игры, своеобразное рубато (отклонение от точной пульсации) на основе пунктирного ритма. В числе знаменитых биг-бендов – оркестры Флетчера Хендерсона, Чика Уэбба, Дюка Эллингтона, Каунта Бейси. ЭПОХА БИГ-БЕНДОВ

13 слайд

Описание слайда:

ЭПОХА БИГ-БЕНДОВ Потрясающим зрелищем были «сражения оркестров». Солисты оркестров своими импровизациями доводили зрителя до исступления. Это было захватывающе! С тех пор биг-бенды в джазе – это традиция. Оркестр Дюка Эллингтона

14 слайд

Описание слайда:

ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЖАЗОВЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ Луи Армстронг (1900 – 1971) «Если слово «гений» и означает что-то в джазе, то оно означает – Армстронг» Дж. Коллиер Друзья и колллеги называли его «Dipper, Dippermouth», которое превратилось в Сэчмо (Satchmo), - эти прозвища имеют в виду форму и силу его губ. Навсегда в памяти останется его хриплый, берущий за душу голос и чистый, пронзительный звук его золотой трубы.

15 слайд

Описание слайда:

«Джаз и я родились вместе и росли бок о бок в бедности и безвестности. Я знал джаз ещё до того, как он сделался мягким и податливым после слишком большого и слишком раннего успеха. Я видел как он ходил босиком по заплеванным тротуарам, прежде чем начал носить ботинки… Я видел, как начал свое путешествие в блестящей компании и много лет провёл в дурном обществе. Лишь немногие из нас, старых друзей, помнят хорошего парня, которого мы знавали в хонки-тонкс Нью-Орлеана, на пароходах Миссисипи и в танцевальных залах чикагского Саут-Сайда». Армстронг Л. «Моя жизнь в музыке» ИСТОРИЯ ЛУИ АРМСТРОНГА

16 слайд

Описание слайда:

ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЖАЗОВЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ «А вот и я – великий, великолепный, грандиозный Дюк Эллингтон!» – так оповещал о своем прибытии в гостиную маленький Эдвард Кеннеди Эллингтон, которому было суждено стать великим Дюком (Герцогом) Эллингтоном «чёрным королём свинга». Дюк Эллингтон (1899 – 1974)

17 слайд

Описание слайда:

Именно ему первому выпала роль доказать своим искусством - композитора, аранжировщика, руководителя оркестра, пианиста, - что джаз – это не только развлекательная музыка, а нечто гораздо большее. Непрерывно экспериментируя, он создает то стиль джунглей, то стиль настроения, то обращается к «академическим» европейским музыкальны формам – сюитам и рапсодиям, балету и опере, и всё это – не отказываясь о родной для него джазовой стилистики. Его знаменитые шлягеры: «Мекки-нож», «Хэлло, Долли», «Караван». «ВЕЛИЧАЙШИЙ ТАЛАНТ ВО ВСЕЙ ИСТОРИИ ДЖАЗА» Р. Глисон

18 слайд

«Джаз музыка» - О нем наш разговор. Джаз многолик. История джаза- часть истории 20-го века. Цель: дать представление об истоках джаза, особенностях джазовой музыки. -Джаз. Джаз - дитя двух культур. Истоками джаза считаются: Направления джаза. Что такое джаз? Блюзы Рэгтаймы Спиричуэлсы. Труба Тромбон Кларнет Рояль Контрабас Гитара Банджо.

«Поп-музыка» - Жанры поп-музыки. US5. Мадонна, одна из самых успешных поп-исполнительниц. Итало-поп. Является логическим продолжением развития стиля поп. Классик-поп. Поп-диско. Данни Миноуг. Электро-поп. Жанна Фриске. Анна Вески. RITA PAVONE. Рокко. Отличается красивой мелодией, изысканным вокалом и диско-ритмом.

«Хип хоп» - Некоторые MC превращают свои тексты в настоящие запутанные загадки(напр. В настоящее время широко распространилось рисование граффити с помощью аэрозольной краски. Когда заходит речь о древних эпиграфических памятниках, то разделяют понятия «граффити» и «дипинти». Уроки hip hop танцев пользуются большим спросом.

«Музыка в стиле джаз» - В джаз-оркестре нет точно зафиксированного состава инструментов. Иногда несколько ударных инструментов объединяются в руках одного исполнителя-виртуоза. Рэй Чарльз. Замечательный дуэт: Луис Армстронг и Элла Фицджеральд. Джаз оказал влияние и на другие формы музыкального искусства. Возникновение джаза.

«Современная музыка» - Рохлин. Проблемные вопросы. Р. Щедрин. Что значит современность в музыке? Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников? Д.Д. Шостакович. Ф.М. Достоевский. Искусство Баха и учит, и радует, и заставляет думать, и утешает. Найти дополнительную информацию о рок-группах, работающих в направлении арт-рок.

«Жанр авторской песни» - Градский. Кто же такие барды. Бардовская (авторская) песня. Весеннее танго. Владимир Высоцкий. Грушинский. Истоки авторской песни. И сама по себе не играет гитара, а дана человеку, как голос души. Основные отличительные черты бардов. Что отличает авторскую музыку от множества эстрадных шлягеров. Каждый пишет, что он слышит, каждый слышит, как он дышит.

ДЖАЗ И ЕГО ИСТОРИЯ.Выполнила
ученица 8 «А»
Османова Хадыжа.

Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX -
начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур
и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными
чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация,
полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс
приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие
джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и
композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

родина
джаза

Что такое джаз вряд ли кто-то решится взяться объяснять, поскольку
этого не стал делать даже великий в истории джаза человек – Луи
Армстронг, который сказал, что это просто нужно понимать и все.
Действительно, джаз, его история, возникновение, модификации и
ветви слишком разноплановы и многогранны, чтобы дать простое
исчерпывающее определение. Но есть моменты, которые проясняют
природу этого музыкального направления.
Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и
национальных традиций. Первоначально он прибыл в зачаточном
виде из африканских земель, а под влиянием развитой западной
музыки и ее течений (блюзы, рег-таймы) и соединения с ними
музыкального африканского фольклора получился стиль, не
умерший и по сегодняшний день - джаз.

Джаз живет в ритме, в несогласованности, в пересечениях и в несоблюдениях
тональностей и высоты звуков. Вся музыка строится на конфронтации и
противоречии, но в одном музыкальном произведении это все гармонично
соединяется и поражает своей мелодичностью, особенной привлекательностью.
Первые джазмены за редким исключением создали традицию джазового оркестра,
где есть импровизации со звуком, скоростью или темпом, возможно расширение
количества инструментов и исполнителей, привлечения симфонических традиций.
Много джазменов вложили свое искусство в развитие традиции искусства игры
джаз-ансамблей.

Спиричуэлс – песни северо-американских негров
религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы
плантаций, подражая духовным гимнам белых
переселенцев.
Блюз – народная песня американских негров с
грустным, печальным оттенком.
Регтайм – танцевальная музыка особого
ритмического склада. Первоначально создавалась
как фортепианное произведение.

Возникновение

Джаз возник в США в результате синтеза многочисленных элементов переселенных музыкальных культур народов Европы, с одной стороны, и африканского фольклора - с другой.


Музыка для африканцев имеет в большей степени, чем для европейца, прикладное значение .



Духовные песни негров

Негры Нью-Йорка и Нью-Орлеана никогда до сих пор не слышавшие многоголосного пения в протестантской церкви впервые познакомились с хоровыми религиозными гимнами белых.

Они стали вводить в хоровое пение элементы импровизации. Так появились спиричуэлс – духовные песни негров.

Одна из исполнительниц

спиричуэлс

Махалия Джексон


Истоками джаза считаются :

  • Блюзы
  • Рэгтаймы
  • Спиричуэлсы

Блюз

Блюз является представителем светского музицирования американских негров, появившегося задолго до джаза. В сущности, он оказывается аналогом баллад, завезенных переселенцами из Старого Света, но с характерными афроамериканскими чертами


Со своей стороны, европейская музыка внесла свой богатый вклад в будущий синтез: мелодические построения с ведущим голосом,

ладовые мажор-минорные стандарты,

гармонические возможности и многое другое.


Луи Армстронг

Изумительный исполнитель, композитор,

подлинный гений джаза.


Полное имя

Луи Дэниел Армстронг

Дата рождения

Место рождения

Дата смерти

Место смерти

Инструменты

Псевдонимы




Элла Фицджеральд появилась





Успех был ошеломительным, но... обещанного победителю ангажемента она так и не получила - слишком уж непрезентабельным показался ее вид владельцам театра.