Особенности употребления деепричастий. Деепричастие

При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует соблюдать следующие синтаксические нормы:

1. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему.

Например, в одном из своих рассказов А.П. Чехов приводит запись в жалобной книге: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа . Помимо других речевых и грамматических ошибок, данное высказывание содержит и ошибку в употреблении деепричастий. Подлежащим в этом предложении является существительное шляпа . В соответствии с грамматическими правилами получается, что именно шляпа подъезжала к станции и любовалась красотами природы за окном.

Для того чтобы исправить предложение в соответствии с нормами, необходимо изменить конструкцию: преобразовать дополнение у меня (именно оно является субъектом действия) в подлежащее: Подъезжая к станции, я потерял шляпу .

    Исключение из этого правила составляют деепричастия, которые относятся к инфинитиву, выражающему действие другого лица:

    Дом его был полон гостями , готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения (А.С. Пушкин).

    В данном случае действие деепричастия разделяя относится к дополнению гостями и грамматически зависит от инфинитива тешить .

    Может не относиться к подлежащему и оборот со словами исходя из , поскольку форма исходя уже не воспринимается как деепричастие (это предлог):

    Расчёт составляется исходя из средних норм выработки продукции.

2. Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях , то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа.

Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно. Такое высказывание будет грамматически некорректным, поскольку действие деепричастия возвращаясь относится к дополнению мне . Чтобы исправить предложение, необходимо либо преобразовать его так, чтобы дополнение стало подлежащим (Возвращаясь домой, я загрустил ), либо заменить деепричастие на глагол-сказуемое или на придаточное предложение (Когда я возвращался домой, мне было грустно ).

    Допускается, хотя и не приветствуется, использование деепричастий в тех безличных предложениях, которые включают инфинитив (Возвращаясь домой, нужно зайти по дороге в булочную ).

3. По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях , то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия.

    Сказуемое в таких предложениях обычно выражается либо страдательным причастием (Боец ранен в голову осколком гранаты ), либо возвратным глаголом с суффиксом -ся (Дом строится рабочими ). Грамматически неправильными будут предложения типа: Выходя из окружения, боец был ранен в голову; Изыскав необходимые средства , дом строится рабочими нашего треста.


    Чтобы сделать такие предложения корректными, надо либо заменить деепричастный оборот на синонимичную конструкцию, либо преобразовать пассивную конструкцию в активную:

    При выходе из окружения боец был ранен осколком в голову; Когда боец выходил из окружения , он был ранен; Изыскав необходимые средства , рабочие нашего треста начали строительство дома.

4. Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени: Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей.

5. Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым.

В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века: Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался пробраться к дверям (М.Ю. Лермонтов); Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей (Л.Н. Толстой).

    Исключения составляют деепричастия (чаще всего в форме совершенного вида со значением состояния как результата предшествующего действия), которые начинают приобретать признаки наречия. Обычно это обстоятельства образа действия. Но однородными они могут быть только с обстоятельствами, выполняющими ту же функцию в предложении: Дама усаживалась в кресло то боком, то поджав ноги (А.Н. Толстой).

Примечание 1. Место деепричастного оборота в предложении относительно свободное. Вместе с тем есть определённые тенденции в постановке деепричастия перед сказуемым или после него.

    Перед глаголом-сказуемым обычно ставится деепричастие, которое обозначает действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

    Достав платок, Сергей протянул его мне (Сергей сначала достал платок, а затем протянул его мне).

    Перед глаголом-сказуемым обычно стоит и деепричастие, указывающее на причину или условие действия, поскольку причина или условие всегда предшествуют следствию:

    Испугавшись, Тоня вскрикнула (Тоня вскрикнула потому, что испугалась, причём она сначала испугалась, а потом уже вскрикнула).

    После глагола-сказуемого обычно ставится деепричастие со значением последующего действия:

    Лошадь упала, придавив мне ногу (Сначала лошадь упала, а затем придавила мне ногу).

Примечание 2. При употреблении деепричастия совершенного или несовершенного вида необходимо учитывать его смысловые отношения с глаголом-сказуемым и форму, в которой стоит глагол.

    Деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым:

    Улыбаясь, она протянула мне руку; Улыбаясь, она тянула ко мне обе руки.

    Деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

    Улыбнувшись, она протянула мне руку.

    При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок слов и другие факторы. Кроме того, необходимо обращать внимание на то, какое из действий выражено деепричастием и какое — глаголом-сказуемым. В противном случае предложение может стать некорректным или неточным с точки зрения выражаемого им смысла.

    Так, в предложении: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей — есть смысловая неточность. Деепричастие несовершенного вида указывает на совпадение по времени двух действий, выраженных глаголом и деепричастием, а в действительности всадники сначала подъехали к реке, а затем остановили лошадей. Поэтому уместнее использовать деепричастие совершенного вида: Подъехав к реке, всадники остановили лошадей.

    Ещё один пример: Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа . В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие — глаголом (Сойдя с ума, Кент выбросился из окна ). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом-сказуемым. Следовательно, если оставить первоначальную конструкцию (Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа ), то можно решить, что Кент сначала выбросился из окна и лишь затем (в полёте) сошёл с ума.

Упражнения к теме «Употребление деепричастий и деепричастных оборотов »

Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.

1. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

2. Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.

3. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

4. Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.

5. Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.

6. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.

7. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.

8. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.

9. Убежав из дома, мальчик был найден милицией.

10. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.

11. Не окончив школу, Сергею пришлось работать.

12. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.

13. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.

14. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

15. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.

16. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

Ответы:

1. После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.

2. Когда перечисляют в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не забудут.

3. Когда я гляжу на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

4. Когда мы пришли в первый день на участок, нам сразу же дали задание.

5. Когда мы перешли в 9 класс, у нас появился новый предмет.

6. Читая поэму, я чувствую силу каждого слова.

7. Когда она потеряла на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.

8. Стоя у дверей в гостиную, я ясно слышал их разговор.

9. Убежавший из дома мальчик был найден милицией.

10. Когда я подъезжал к городу, у меня слетела шляпа.

11. Не окончившему школу Сергею пришлось работать.

12. При использовании калькулятора расчет производится правильно и легко.

13. После того, как он проснулся, ему сказали, что завтрак подан.

14. После прочтения пьесы передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

15. После окончания экскурсии нас ждал обед в ресторане.

16. После суда писатель был отправлен в Сибирь и находился там долгие годы.

Упражнение 2 (для углублённо изучающих язык). Найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения.

1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства».

2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение.

3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды.

4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится.

5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника.

7. Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце.

8. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя.

9. Поднявшись на вершину, не слышно ни одного звука из долины.

10. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы.

11. Всё изложенное в монографии очень важно, учитывая дефицит времени практического врача.

12. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию.

1. Нельзя употреблять в одном предложении деепричастия совершенного и несовершенного вида, например: Гуляя по саду и любовавшись природой, мы весело смеялись . Правильный вариант – любуясь (несов. в., так как гуляя – несов. в.).

2. Нельзя, чтобы деепричастие и глагол обозначали действия разных лиц или предметов: Услышав эту новость, у меня потекли слезы (здесь подлежащее – «слезы», то есть «слезы» – это «деятель». А кто же услышал новость? Получается, что слезы и услышали). Правильный вариант: Услышав эту новость, я заплакала («деятель» должен быть один и тот же: я услышала, и я же заплакала).

3. Нельзя употреблять деепричастия в безличном предложении, поскольку в них не может быть подлежащего, то есть «деятель» отсутствует совсем, например: Вернувшись в зал, мне захотелось снова сесть за рояль. В таких случаях деепричастный оборот заменяется придаточным предложением: Когда я вернулся в зал, мне захотелось...

Но если деепричастие употребляется при инфинитиве, то такой вариант считается допустимым: Готовясь к урокам, необходимо было прочитать записи лекций.

4. Из вариантов: написав – написавши, закрыв – закрывши в современном русском языке нормативным считается первый (с суффиксом ), второй вариант (с суффиксом -вши ) имеет разговорный характер.

5. Имеют своеобразную стилистическую окраску деепричастия на -учи (-ючи): глядючи, играючи, едучи и др. Они используются для передачи народной или старинной речи.

6. Ненормативным является образование от глаголов совершенного вида деепричастий на -а, -я : видя, заметя, оставя ; правильный вариант: увидев, заметив, оставив.

Но у деепричастий совершенного вида в возвратной форме суффикс считается допустимым: встретясъ, притаясь, не спросясь

Обозначая добавочное действие, деепричастия придают речи особую живость, наглядность. При описании главного действия использование деепричастий дает возможность уточнить его, раскрывая то, что происходит параллельно в данный момент.

Однако при употреблении деепричастий в речи необходимо знать и соблюдать связанные с этим нормы.

Вопросы и задания

Какими признаками характеризуется деепричастие? Назовите их, приведите примеры.

Как образуются деепричастия? Какие существуют нормы употребления деепричастий?

3. Образуйте деепричастия совершенного и несовершенного вида от следующих глаголов, если это возможно:

слышать, понимать, везти, держать, беречь, волноваться, бороться, построить, запереть, окрепнуть, склеить, увидеть, бежать, кричать, встречать, быть, писать, мерзнуть.

4. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм деепричастия и исправьте их:

а) Слушая его, ей казалось, что он лжет.

б) Встретясь случайно на улице, их охватила бурная радость.

в) Прощаясь с ними, у меня возникла одна странная мысль.

г) Проходя по темному переулку, мне послышались чьи-то шаги.

д) Издавая громкий гудок, мы плыли на пароходе.

е) Читая материал и законспектировав важные мысли, я лучше подготовился к семинару.

ж) Увидя себя в зеркале, я улыбнулся.

з) Услыша резкий стук, я вздрогнул.

и) Въезжая на мост через реку, потянуло прохладой.

к) Забывши дома ручку, я попросил ее у своего друга.

л) Занимаясь спортом, у него оставалось мало времени.

м) Рассуждая таким образом, мои мысли снова пришли в порядок.

н) Я думал, что, поступив в институт, сбылась моя мечта.

о) Пиша рассказ, я вспомнил случай из детства.

п) Употребляя неточное слово, меняется смысл.

Прочитайте следующие стихотворные отрывки, определите автора и произведение. К кому из героев относятся эти строки или какую ситуацию они описывают? Найдите в этих отрывках деепричастия, определите, какую функцию они выполняют в каждом случае.

а) Не мысля гордый свет забавить,

Вниманье дружбы возлюбя,

Хотел бы я тебе представить

Залог достойнее тебя.

б) Служив отлично, благородно,

Долгами жил его отец.

в) Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить.

г) В сердечных письмах так небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

д) Еще, прозябнув, бьются кони,

Наскуча упряжью своей,

И кучера вокруг огней,

Бранят господ и бьют в ладони.

е) Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

ж) Онегин дома заперся,

Зевая, за перо взялся.

з) Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Наречие

Наречие самостоятельная часть речи, которая характеризуется следующими признаками.

1. Семантические признаки: обозначает признак действия (бежать быстро), признак предмета (пальто нараспашку) и признак другого признака (очень интересный) и отвечает на вопросы когда? где? куда? откуда? зачем? почему? сколько? как?

Чаще всего наречие относится к глаголу, отсюда и его название (наречие буквально означает «наглаголие»), или к формам глагола – причастию и деепричастию и обозначает признак действия: писать красиво, говорить вполголоса, пробраться украдкой и т.д.

Реже наречие обозначает признак предмета, если присоединяется к существительным: прогулка (какая?) пешком; чтение (какое?) вслух; кофе (какой?) по-турецки.

Наречие может обозначать признак другого признака, если присоединяется к прилагательному, причастию или другому наречию: очень большой дом, прекрасно сделанная вещь, слишком мало.

Особую группу составляют наречия, которые не называют признак, а только указывают на него; это местоименные наречия: где, куда, когда, нигде, когда-нибудь, здесь, там и др.

2. Морфологические признаки: неизменяемость; не имеет ни склонения, ни спряжения, то есть не изменяется.

3. Синтаксический признак: в предложении наречие чаще всего бывает обстоятельством, хотя может быть и несогласованным определением: издалека (откуда?; обстоятельство места) слышалась песня. К завтраку подали яйцо всмятку (какое?; определение).

Цели урока:

  • Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи.
  • Совершенствовать умение анализировать текст, выявлять в нём роль деепричастий и деепричастных оборотов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

  • Чтобы правильно употреблять деепричастия, надо их узнавать!
  • Из данных словосочетаний выбрать и записать словосочетания

деепричастие + существительное

  1. синеющая даль
  2. вспахать поле
  3. пересекая болота
  4. заросшие места
  5. поваленные бурей
  6. пропитан пылью
  7. передвигая ноги

По каким признакам вы нашли деепричастие?

Что такое деепричастный оборот?

Когда обособляется деепричастный оборот и одиночное деепричастие?

Когда не обособляется?

3. Работа по теме урока. Анализ текста.

  • Выразительно прочитайте текст. (Текст спроецирован на экран).

Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучами носились над зелёными конопляниками. (И. Тургенев. Певцы.)

  • Определите тему текста и основную мысль.
  • Определите стиль текста и тип речи.
  • Какую картину создаёт автор?
  • Найдите деепричастия в тексте. Какую роль они играют в тексте?

4. Замените данные конструкции предложениями с деепричастиями.

  • Графически объясните постановку знаков препинания.
    Туча набирала силу и медленно поднималась из-за леса. – (Туча, набирая силу, медленно поднималась из-за леса).
    На солнце весело дрожали и переливались капли росы.– (Весело переливаясь на солнце, дрожали капли росы).
  • Что изменилось в предложениях?

5. Переделайте предложения, заменяя причастные обороты деепричастными.

Кусты, лишённые пышных нарядов, стали удивительно похожи друг на друга. –

(Кусты, лишившись пышных нарядов, стали удивительно похожи друг на друга .)

Трава, жадно поглощающая влагу, не шевелилась. – (Трава, жадно поглощая влагу, не шевелилась ).

6. Слово учителя.

В современном русском языке не употребляются деепричастия, образованные при помощи суффикса -учи(-ючи), но в некоторых художественных текстах мы обнаруживаем эти устаревшие формы. Найдите их в данных отрывках из художественных произведений и выделите морфемы. Запишите деепричастия, которые употребляются в современной речи.

По тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алая подымается.
(М. Лермонтов).

Набегают тучки на небо, – гонит их метелица, распеваючи.
(М. Лермонтов).

А давно ли было лето, и мать плакала, тебя провожаючи.
(А.Чехов).

7. Исправьте речевые ошибки в предложениях.

  1. Спеша на экзамен, волнение не должно вас одолевать.
  2. Позавтракав, машина приехала за нами.
  • Помните, что действие и глагол в предложении должны относиться к одному лицу, а не к разным. Если этого не учитывать, то в предложении возникает смешная ситуация.

Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа. Эта фраза-пародия (из юмористического рассказа А. П. Чехова) страдает стилистической беспомощностью: в ней нарушено правило, чтобы обозначаемое деепричастием действие относилось к подлежащему. В приведённом примере речь идёт о действиях двух предметов в грамматическом значении этого слова: обо мне (я подъезжал к станции) и о шляпе (она слетела). В неправильном построении этого предложения легко убедиться, если переставить деепричастный оборот, обычно свободно располагающийся во фразе: «Шляпа, подъезжая к сией станции, у меня слетела».

8. Итог урока.

Какова роль деепричастий в предложении?

(Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной. Деепричастия «украшают» глагол, «дорисовывая» действие).

Часто ли вы сами пользуетесь деепричастиями и деепричастными оборотами?

(учащиеся дают отрицательные ответы).

Слово учителя.

В обыденной речи человек достаточно редко пользуется конструкциями с деепричастными оборотами. Это происходит по нескольким причинам: деепричастные обороты придают тексту некоторую торжественность, чего стесняется человек в обычной речи; эта конструкция вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи.

Домашнее задание.

Выписать из произведения Михаила Пришвина «Кладовая солнца» предложения с деепричастиями, объяснив графически постановку знаков препинания.

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи (комплекс 2 и последние издания комплекса 1) или как особая форма глагола (комплекс 3 и предыдущие издания комплекса 1). Мы исходим из понимания причастия как глагольной формы.

Деепричастие - это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.

2–3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.

К признакам глагола относятся вид (читая - НСВ, прочитав - СВ), переходность (читая книгу - переходн., сидя на стуле - непереходн.) и возвратность (умывая - невозвратн., умываясь - возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление, как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу , но чтение книги .

К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия - обстоятельство; в предложении деепричастие зависит от глагола.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки .

Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я) .

У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи . Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я - игра-ючи .

Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:

От глаголов на -чь : печь - *пекя(печа) ;

От глаголов на -нуть : вянуть - *вяня ,;

От некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать, пишут - *пиша , лижут - *лижа (но наречие лёжа );

От глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить, пьют (пj-ут ) -*пья.

У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а ).

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки .

Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

-в от глаголов с основой на гласный: сдела-в ,

-вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши , поглядевши и т. д.): умы-вши-сь,

-ши от глаголов с основой на согласный: испёк-ши .

У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое - прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь - нахмур-я-сь .

Глаголы прочесть , обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я , образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я .

Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:

обещать : обеща-я - НСВ, обеща-в - СВ,

женить : жен-я - НСВ, жени-в - СВ.

Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий - названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа

*Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов).

*Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым).

Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам.

Деепричастие с зависящими от него словами образует деепричастный оборот .

Деепричастие и деепричастный оборот , обозначая добавочное (сопутствующее) действие, примыкают к глаголу-сказуемому, который называет основное действие в предложении. Но это добавочное действие должно обязательно выполняться тем предметом (лицом), который назван подлежащим данного предложения: Мальчишки разогнали псов, взяв барышню под свой покров (А. Пушкин).

Распространённой ошибкой является употребление деепричастий и деепричастных оборотов, добавочное действие которых совершается лицом или предметом, не являющимся подлежащим при сказуемом в данном предложении: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меняслетела шляпа (А. Чехов).

Деепричастия и деепричастные обороты могут употребляться и в безличных предложениях, но только в таких, где есть действующее лицо, обозначенное дательным падежом: Готовясь к экзамену, мне пришлось часто ходить в библиотеку.

Действующее лицо может быть и не названо в предложении, но на него указывает значение деепричастия и сказуемого в этом безличном предложении.

Деепричастие - самостоятельная часть речи или особая форма глагола в русском языке, обозначающая добавочное действие при основном действии. Эта часть речи соединяет в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства).Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Деепричастный оборот(Д.О) – это оборот, состоящий из деепричастия и зависимых от него слов.

Деепричастный оборот обозначает добавочное действие, происходящее одновременно или в связи с другим действием (перед или после), именно поэтому с помощью деепричастного оборота можно передавать различные этические моменты. Пример «Заинтересовать в скорейшем выполнении…»

В деепричастных оборотах формулируются причины, послужившие причиной управленческого действия. Пример : «Принимая во внимание…»

В письменной деловой речи Д.О обычно стоит в начале предложения.

Основное правило для употребления деепричастных оборотов:

Добавочное действиевыраженное деепричастием и основные действия выраженные глаголом должны выполнятся одним и тем же лицом, название которого в предложении является подлежащим.

Пример : Вернувшись из армии, онустроился на работу, на завод..»

а) безличных предложениях; (Пр. Гуляя по улице, мне не здоровилось)

б) если сказуемое выражено возвратным глаголом в страдательном значении или кратким страдательным причастием.

Деепричастные обороты встречаются в деловой речи достаточно регулярно, причем некоторые авторы деловых текстов даже злоупотребляют ими.

1. При использовании деепричастных оборотов следует твердо помнить, что в русском языке (в отличие от английского и французского язаков) называемое деепричастием действие обозначает действие подлежащего.

2. Употребление деепричастного оборота возможно в безличном предложении при инфинитиве, потому что в таких предложениях нет ни грамматического ни логического подлежащего, например: Редактируя рукопись, нужно учитывать оправданные особенности авторского стиля.

3. Деепричастный оборот не употребляется:

· Если действие, выраженное сказуемым и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. Нельзя сказать «Работая полряд десять часов над отчетом в душной комнате, у меня закружилась голова.» Следует: «Когда я работал подряд десять часов над отчетом в душной комнате, у меня закружилась голова.»

· Если в безличном предложении имеется логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом и нет инфинитива.

Нельзя сказать: Работая над отчетом в душной комнате, мне стало плохо.

Следует: Когда я работал над отчетом в душной комнате, мне стало плохо.

· Если предложение представляет собой пассивную конструкцию. При этом субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия деепричастия.

Нельзя сказать: Убежав из дома, мальчик вскоре был найден родителями. Дело в том. Что здесь два субъекта: мальчик убежал, родители нашди.

Правильной была бы фраза: Убежавший из дома мальчик вскоре был найден родителями.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Порядок слов и строение предложения в текстах служебных документов

В этом случае текст приводится без кавычек б одну две строки можно цитировать в строчку например чудная картина.. оформление цитат с прописной буквы..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: